Нормативное регулирование исполнительного производства
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).
Нормами данного закона определено, что учреждение, выплачивающее должнику заработную плату или перечисляющее иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа) от взыскателя обязано удерживать денежные средства из зарплаты и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Порядок действий учреждения зависит от способа получения исполнительного документа (это следует из п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
Если такой документ поступил из службы судебных приставов, учреждение в трехдневный срок со дня выплаты обязано направить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов.
Если исполнительный документ поступил напрямую от взыскателя, учреждение обязано в трехдневный срок направить удержанные суммы взыскателю.
Согласно ст. 9 Закона № 229-ФЗ взыскатель может направить работодателю исполнительный документ, минуя службу судебных приставов, если речь идет о взыскании:
- периодических платежей(например, ежемесячных алиментов);
- единовременного платежа на сумму не более 100 000 руб.
Расходы на перечисление денег по исполнительным документам – комиссия банка (если учреждение перечисляет удержанные сумы на расчетный счет взыскателя) или плата за почтовый перевод (если сумма удержания передается взыскателю посредством почтового отправления) – должны производиться за счет работника (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
Доходы, с которых удерживаются алименты
Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1908 (вступило в силу с 11.11.2021) определен специальный перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей. В нем, в частности, поименованы:- заработная плата;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам;
- выплаты за особые условия труда;
- премии и компенсации в рамках системы оплаты труда;
- сохраненный средний заработок;
- другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда.
Алименты удерживаются не только с «рабочих» выплат, но и с других доходов. Раньше с таких выплат алименты не удерживались или это был предмет споров в судах. К ним относятся:
- пенсии с учетом повышений и надбавок (кроме пенсий по потере кормильца, выплачиваемых из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ);
- стипендии;
- больничные и пособия по безработице;
- выплаты при ликвидации или сокращении штата;
- проценты по вкладам и счетам в банках;
- матпомощь, кроме единовременной матпомощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, в связи с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также в виде гуманитарной помощи и за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
- суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
- суммы возвращенного НДФЛ при использовании вычетов (независимо от того, как он получен – через ИФНС или работодателя);
- компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
- доходы, полученные по гражданско-правовым договорам и от авторских прав;
- стоимость оплачиваемого питания, кроме лечебного.
Выплаты, с которых не удерживаются алименты
Перечень выплат, из которых работодатель не вправе производить удержания, определен ст. 101 Закона № 229-ФЗ и является закрытым. В нем, в частности, поименованы:
- компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с использованием личного имущества работника);
- выплаты в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, со смертью родных;
- пособия по обязательному социальному страхованию (исключение – пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, а также накопительные пенсии, срочные пенсионные выплаты и пособия по временной нетрудоспособности);
- денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
- денежные суммы, выплачиваемые в связи с возмещением вреда, причиненного здоровью, а также выплаты лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
- выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей, а также денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
Разграничение доходов на предмет возможности взыскания
При перечислении зарплаты работникам работодатели обязаны указывать код вида дохода (п. 5.1 и п. 5.2 ст. 70 Закона № 229-ФЗ). Наличие таких кодов позволяет банкам автоматически списывать долги по алиментам, кредитам, долгам и другим выплатам с зарплаты, но при этом не удерживать суммы, которые по закону списывать нельзя.
Порядок отражения кода вида дохода в расчетных документах регламентирован ЦБ РФ в Положении от 29.06.2021 № 762-П (далее – Положение).
В платежных поручениях о переводе денежных средств учреждение должно указывать следующие коды вида дохода (п. 15.5 приложения 12 к Положению).
Код вида дохода |
Вид дохода |
1 | Денежные средства, являющиеся заработной платой и (или) иным доходом, в отношении которых ст. 99 Закона 229-ФЗ установлены ограничения размеров удержания |
2 | Денежные средства, являющиеся доходами, на которые в соответствии со ст. 101 Закона № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, за исключением доходов, к которым в соответствии с п. 2 названной статьи ограничения по обращению взыскания не применяются |
3 | Денежные средства, являющиеся доходами, к которым в соответствии с п. 2 ст. 101 Закона № 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются |
При переводе денежных средств, не являющихся доходами, в отношении которых ст. 99 Закона № 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 названного закона не может быть обращено взыскание, код вида дохода не указывается.
Кроме того, учреждение согласно п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ при перечислении должнику заработной платы и (или) иного дохода обязано указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
Расчет и удержание алиментов с работника учреждения
В общем случае по исполнительному документу (нескольким документам – если открыто сводное исполнительное производство) с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов.
При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей указанное ограничение не применяется. В этом случае размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70% (п. 2 и п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).
В общем случае алименты на одного ребенка составляют 1/4 от зарплаты работника, на двух – 1/3, на трех и более – 1/2 (п. 1 ст. 81 СК РФ). Однако эти доли могут быть увеличены или уменьшены судом с учетом рассмотренных обстоятельств, характеризующих отношения сторон.
Таким образом, из заработной платы сотрудника учреждения в любом случае не может быть удержано более 70%. Подчеркнем: удержание в указанном размере возможно исключительно в названных выше случаях.
Указанные ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодатель производит зачисление зарплаты (п. 4 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Исключением являются суммы последнего периодического платежа. По факту это означает, что взыскание может быть обращено на накопления, то есть на излишки, образовавшиеся даже на зарплатной карте (счете) к моменту взыскания, и произведено в полной сумме остатка. Лишь в отношении последнего поступления заработной платы будет действовать ограничение об удержании в размере 50 или 70%.
Размер удержания из заработной платы и иных доходов работника-должника (в том числе если размер суммы, подлежащей удержанию, установлен в процентах (долях) от дохода работника) исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (НДФЛ) (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Если НДФЛ не удерживается (например, в случае применения имущественного вычета), то алименты начисляются со всей суммы зарплаты (п. 1 ст. 210 НК РФ, п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).
Таким образом, формула для исчисления алиментов в процентном соотношении к зарплате будет следующей:
Сумма алиментов = (Доход – НДФЛ) × Размер алиментов в процентах.
Вопрос о том, нужно ли удерживать алименты при выплате аванса по зарплате, законодательно не урегулирован. Поэтому учреждение вправе самостоятельно принять решение. Главное, чтобы по факту выплаты второй части зарплаты за месяц алименты были удержаны и перечислены в установленном исполнительным листом размере и с учетом определенных Законом № 229-ФЗ ограничений.
Если в отношении работника возбуждено сводное исполнительное производство, то очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, устанавливается согласно ст. 111 Закона № 229-ФЗ. То есть при получении нескольких исполнительных листов на одного работника в первую очередь нужно удержать алименты, возмещение вреда здоровью и ущерба в связи со смертью кормильца, затем – долги по платежам в бюджет, в последнюю очередь – остальные долги. Если выплаты на все требования одной очереди не хватает, они погашаются пропорционально их доле в их общей сумме.
Особенности удержания алиментов с больничных
Пособия по временной нетрудоспособности на основании подп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 02.11.2021 № 1908 признаются доходом, на который может быть обращено взыскание.
Между тем пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам сейчас выплачиваются из двух источников:
- за первые три дня нетрудоспособности – работодателем (страхователем) за счет собственных средств (подп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»);
- за остальные дни нетрудоспособности – территориальным органом ФСС (на основании документов, полученных от работодателя).
Порядок удержания алиментов при такой схеме выплаты пособий законодательно не урегулирован. Как должно поступать учреждение в такой ситуации, указано в Письме ФСС России от 14.01.2021 № 02-08-01/15-03-15268л. Ведомство отметило, то основанием для удержания алиментов с застрахованных граждан при прямых выплатах пособия по временной нетрудоспособности является постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на пособие, направленное в адрес территориального органа ФСС как одного из источников дохода должника.
ФСС (и его территориальные отделения) не вправе удерживать алименты на основании постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного и направленного непосредственно в адрес страхователя, в соответствии с которым обращено взыскание на получаемый застрахованным лицом у его работодателя доход (удерживается сумма из заработной платы и иных выплат).
Как отметили авторы письма, страхователь вправе представить в территориальное отделение ФСС информацию о том, что конкретный получатель пособия является плательщиком алиментов. Именно вправе, поскольку законодательно на работодателя не возложена обязанность извещать фонд об этом обстоятельстве.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист после вступления судебного решения в законную силу может быть выдан непосредственно взыскателю или по его просьбе направлен судом для исполнения, в том числе в территориальное отделение ФСС. Словом, взыскатель вправе как самостоятельно, так и через суд представить оригинал исполнительного листа и работодателю должника для удержания алиментов из зарплаты, и в территориальное отделение ФСС для удержания алиментов с пособия по временной нетрудоспособности застрахованного лица. Соответственно, если взыскатель предъявляет исполнительный лист для взыскания алиментов непосредственно работодателю должника, то за работодателем сохраняется обязанность по удержанию алиментов с выплат за первые три дня временной нетрудоспособности работника.
Завершение исполнительного производства
Алименты удерживаются из доходов родителя-должника до наступления совершеннолетия ребенка (детей). При этом ни Семейный кодекс, ни Закон № 229-ФЗ не определяют день, когда ребенок считается достигшим совершеннолетия для целей исчисления и удержания алиментов.
При этом сам термин «совершеннолетие» раскрыт в п. 1 ст. 21 ГК РФ. Поэтому для установления момента наступления совершеннолетия ребенка, очевидно, следует руководствоваться правилами ГК РФ. Так, согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми установлено его начало.
Таким образом, ребенок признается несовершеннолетним для целей исчисления и удержания алиментов не в день его рождения, а в 00:00 следующих суток. К примеру, если дата рождения ребенка – 4 апреля, то совершеннолетним по закону он станет только 5 апреля.
Итак, в ситуации, когда в исполнительном документе сказано об удержании алиментов до достижения ребенком совершеннолетия, день рождения ребенка, в который ему исполняется 18 лет, должен быть включен в расчет алиментов в качестве последнего дня, за который они начисляются. Получается, что в нашем случае 4 апреля учреждение должно включить в расчет алиментов. При этом сам размер алиментов в месяце, в котором ребенку исполнилось 18 лет, должен рассчитываться пропорционально количеству рабочих дней сотрудника в этом месяце, приходящихся на период несовершеннолетия ребенка по день его рождения включительно. Ведь алименты удерживаются из зарплаты, а она исходя из положений ст. 129 ТК РФ начисляется за фактически отработанные дни.
При наличии задолженности по алиментам учреждение должно удерживать начисленную сумму (с учетом указанных ограничений) из доходов работника до тех пор, пока не будет взыскана вся сумма алиментов, причитающаяся ребенку. То есть фактическое удержание может продолжаться и после того, как ребенок достиг совершеннолетия (п. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
После наступления совершеннолетия ребенка (или погашения задолженности по алиментам в полном объеме) учреждение должно возвратить приставу поступившую от него копию исполнительного документа с отметкой об основании окончания его исполнения и указанием периода, в течение которого документ находился на исполнении (а также взысканной суммы, если было частичное исполнение) (п. 4.1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
Порядок действий работодателя при увольнении работника-должника
Согласно п. 4, 4.1 и 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ в случае увольнения работника учреждение обязано:
- Незамедлительно (на следующий день) известить об этом пристава.
- Возвратить приставу исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. Информация об осуществленных взысканиях передается в произвольной форме. В ней, как указано в см. Письме ФССП РФ от 25.06.2012 № 12/01-15257, необходимо отразить такие сведения:
- размер удержаний;
- удержанную сумму;
- номер платежного поручения (квитанции);
- дату перечисления удержания;
- остаток задолженности.
Документ нужно заверить подписью бухгалтера и печатью учреждения (при ее наличии).
Ответственность учреждения и его должностных лиц
В случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве должностное лицо учреждения несет:
- административную ответственность по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 15 000 до 20 000 руб.;
- уголовную ответственность по ч. 1 ст. 316 УК РФ. За злостное неисполнение исполнительных документов лицо может быть привлечено к наказанию в виде:
- штрафа в сумме до 50 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 6 месяцев;
- обязательных работ на срок до 200 часов;
- исправительных работ на срок до 1 года;
- ареста на срок до 3 месяцев;
- лишения свободы на срок до 1 года.
На само учреждение согласно ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ также может быть наложен административный штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб.