Рассказываем, как происходит учет выдачи СИЗ. Понятно, что работодатель – организация или индивидуальный предприниматель – должен обеспечить контроль за средствами индивидуальной защиты, которые выданы сотрудникам, работающим во вредных или опасных условиях. Причем не только отслеживать выдачу СИЗ, но и их возврат. Говорим о том, какие есть правила учета выдачи СИЗ работникам.
Работникам вредных производств положена защита
Работа, связанная с вредными или опасными условиями труда, подразумевает выдачу сотрудникам СИЗ – средств индивидуальной защиты. Право на получение СИЗ имеют сотрудники, чья работа связана (ст. 221 ТК РФ):
- с вредными и опасными условиями труда;
- особыми температурными условиями;
- загрязнением.
Для данных категорий персонала использование СИЗ – необходимо. При этом обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организации – обязанность нанимателя (организации или индивидуального предпринимателя). Кроме того, важно вести учет выдачи средств индивидуальной защиты. В том числе возможен учет выдачи СИЗ в электронном виде.
Для целей учета выдачи средств индивидуальной защиты работникам ведут личную карточку выдачи СИЗ:
Также на практике довольно удобен учет выдачи СИЗ в Excel. Электронные таблицы прекрасно подходят для учетной работы.
Подробнее об этом см. «Бланк и образец заполнения личной карточки выдачи СИЗ».
Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т. д.), которые могут вызвать у работника заболевание.
Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью.
Учитываем СИЗ программным методом
Итак, на предприятии должен быть поставлен учет выдачи СИЗ. Программа, используемая для этих целей, может быть любой. Главное, чтобы она была удобной в использовании и помогала без ошибок вести учет выдачи и возврата средств индивидуальной защиты.
К слову, для целей учета СИЗ можно обойтись и вовсе без программных средств. Ведь не секрет, что учет выдачи СИЗ на предприятии можно вести по старинке – на бумаге. Такой образец учета выдачи средств индивидуальной защиты абсолютно законен.
Также большой популярностью пользуется учет выдачи СИЗ в 1С. Эта программа позволяет выполнить весь спектр учетных работ:
1. Начиная от покупки средств индивидуальной защиты у поставщика и постановки их на учет в составе материалов или основных средств.
2. Заканчивая единовременным или равномерным списанием их стоимости и контролем за СИЗ, выданными сотрудникам.
Между тем вполне возможно вести учет выдачи СИЗ в Access.
Понятно, что учет выдачи СИЗ с применением программных средств более предпочтителен, чем традиционный бумажный метод. Однако при ведении электронного учета средств индивидуальной защиты важно персонифицировать сотрудника (п. 13 Правил, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н). Так, вместо личной подписи сотрудника в карточке нужно указать номер и дату документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором есть личная подпись работника.
Таким образом, учет выдачи СИЗ в Excel в 2017 году и в дальнейшем можно вести без каких-либо ограничений. Причем если не нравятся электронные таблицы, то учитывать средства индивидуальной защиты можно любым другим устраивающим администрацию способом.