С 1 января 2021 года ФСС будет выплачивать социальные пособия напрямую физическим лицам во всех регионах РФ. На своем сайте Соцстрах представил порядок документооборота. Новая роль работодателя — собрать заявления, документы и передать их в ФСС. Если нарушить установленные сроки, сотрудник может лишиться государственных выплат. Что нужно сообщить работнику, чтобы избежать неприятностей, расскажем в нашей статье.
Зачем ФСС платить пособия напрямую?
С начала 2021 года работодатели не будут уменьшать страховые взносы на суммы выплаченных пособий работникам. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ прекращает действие «зачетного механизма» расходов на оплату больничных согласно п. 2 ст. 431 НК РФ.
Порядок работы в рамках прямых выплат на период 2012-2020 гг. утвержден Постановлением Правительства от 21.04.2011 № 294. Он уже доказал свою эффективность в большинстве регионов страны. Проект закона на 2021 год на рассмотрении (ID 01/05/09-19/00094739).
В Соцстрах передадут 2 вида выплат:
- по временной нетрудоспособности (в т. ч. по травмам на производстве) с 4-го дня нетрудоспособности;
- пособия по материнству: декретные, выплаты при рождении ребенка и отпуск до 1.5 лет.
В прежнем порядке организации продолжат платить:
- первые 3 дня больничного листа за счет собственных средств;
- 4 дополнительных дня отпуска по уходу за ребенком-инвалидом;
- пособие на погребение;
- пособие по временной нетрудоспособности за счет межбюджетных трансфертов.
Прямые выплаты позволяют ФСС вести персонифицированный учет и отслеживать весь цикл социальных платежей (от больничного листа до расчетного счета). У Соцстраха появилась возможность контролировать соотношение страховых взносов и расходов юридических лиц, чтобы в случае дисбаланса проводить проверки.
Выгоды для организаций от внедрения процесса прямых платежей:
- не нужно отвлекать средства из оборота на оплату пособий и ждать возмещения от Соцстраха. Оплата декретных отпусков — дополнительная нагрузка на платежный баланс предприятия;
- не будет штрафов за неверное или неправомерное начисление пособий;
- сокращение случаев мошенничества — оплаты по поддельным больничным листам.
Работникам ФСС гарантирует прозрачную систему расчетов и своевременность выплат. Пособия будут выплачивать в срок и в полном размере независимо от финансового состояния работодателя.
Что сообщить работникам о прямых выплатах: образцы документов, правила оплаты
Представляем пошаговую инструкцию по прямым выплатам, с которой очень желательно ознакомить персонал:
Срок обращения
За пособием можно обратиться не позднее 6 месяцев с момента окончания страхового случая (выздоровления, установления инвалидности, рождения ребенка и пр.).
Пакет документов
Работник должен собрать подтверждающие документы и написать заявление по форме, соответствующей страховому случаю. Бланки заявлений приведены в Приложении № 1 к Приказу ФСС РФ от 24.11.2017 № 578.
Выбирая в заявлении способ оплаты, нужно учитывать, что больничный лист для чернобыльцев и пособия по материнству перечислят только на карту МИР (Постановление Правительства РФ № 419 от 11.04.2019).
Уполномоченный сотрудник компании принимает документы. Чтобы не возникло разногласий, лучше передавать их под роспись и фиксировать дату.
Сроки выплат
В течение 5 дней работодатель отправляет документы в Соцстрах. Сделать это можно:
- в бумажном виде с описью, если штат не более 25 человек;
- в электронном виде, если штат больше 25 человек.
У ФСС есть 10 дней на проверку и оплату. Об ошибке или недостающих документах сообщат работодателю письменно.
Контроль начислений
Проверить расчеты Соцстраха и получить справку 2-НДФЛ сотрудники смогут на сайте ФСС или в отделении фонда (лично или заявлением по почте).
Контроль персональных данных
Об изменениях данных паспорта, адреса регистрации, банковских реквизитов работники должны сразу сообщать уполномоченному сотруднику компании. Это позволит избежать ошибок в расчетах и перечислять пособия в срок.
Почему ФСС может отказать в выплате
В течение 5 дней с момента получения документов ФСС может направить работодателю уведомление о том, что данные не прошли проверку. У организации 5 рабочих дней, чтобы внести исправления.
Причины отказа:
- Ошибки при заполнении документов.
Работник указал неверные реквизиты счета получателя, ФИО не совпадает с паспортом, номер СНИЛС в заявлении не совпадает с номером на карте и т.д.
- Неполный комплект документов.
Нет справок или копий документов, подтверждающих право на выплату.
- Некорректные данные о заработной плате или стаже работы.
Суммы дохода на листке нетрудоспособности не совпадают с информацией в первичных документах.
- Нарушены сроки.
Прошло более 6 месяцев с момента соответствующего события — выздоровления сотрудника, рождения ребенка и т. д.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение Что нужно делать работодателю – участнику пилотного проекта ФСС РФ.
Ответственность работодателя
За несвоевременное предоставление сведений, искажение либо сокрытие данных юридические лица несут ответственность по ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ — административный штраф на должностных лиц от 300 до 500 рублей.
В течении 3 дней организация должна сообщить в Соцстрах о том, что сотрудник потерял право на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в связи с:
- выходом на полный рабочий день;
- увольнением;
- началом отпуска по беременности и родам.
Подводим итоги
- С 01.01.2021 работодатели на всей территории РФ перестанут принимать к возмещению больничные листы и пособия по материнству: Соцстрах будет перечислять их напрямую на счета работников.
- Сотрудники должны собрать пакет документов и заполнить заявление для каждого страхового случая.
- Работодатели отвечают за то, чтобы документы поступали в ФСС в установленные сроки. Должностные лица организаций несут административную ответственность за искажение или сокрытие данных.