Представительские расходы: бухгалтерский учет

Как производится учет представительских расходов в бухгалтерском учете (проводки)? Все организации в ходе своей деятельности рано или поздно сталкиваются с подобными затратами. Это не удивительно: без партнеров по бизнесу никакого развития не получится. Все компании имеют поставщиков и покупателей. Без налаживания отношений с ними ведение деятельности будет затруднено. Про учет представительских расходов в бухгалтерском учете расскажем в материале.

Бухучет

Все российские организации без всякого исключения должны вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. Такого требование действующего законодательства (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В связи с этим все компании, столкнувшиеся с затратами на выполнение представительской функции, должны вести учет представительских расходов в бухгалтерском учете в 2019.

Могут не вести бухучет только две категории налогоплательщиков (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • индивидуальные предприниматели, ведущие учет доходов и расходов по правилам, установленным российским законодательством;
  • филиалы, представительства иностранных компаний, находящие на территории России, при условии ведения ими учета доходов и расходов в порядке, установленном законодательством.
За ведение бухучета в организации отвечает ее руководитель. Именно он организует ведение бухгалтерского учета и хранение документов (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Для этого директор может выбрать один из трех предусмотренных законом способов (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • возложить ведение учета на главного бухгалтера;
  • передать ведение бухучета специализированной организации или стороннему бухгалтеру;
  • принять ведение бухучета на себя.

Порядок учета

Как же отражаются представительские расходы в бухгалтерском учете? Они в полной мере относятся на затраты по обычным для компании видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 <Расходы организации>). При этом следует сделать такие проводки:

Дт 26 (44) Кт 71 – учтены представительские расходы;

Дт 19 Кт 71 – учтен НДС по расходам через подотчетника;

К представительским расходам фирмы не относятся расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ):

  • на организацию развлечений и отдыха;
  • на организацию профилактики и лечения заболеваний.

Так в налоговом учете представительские расходы принимаются с учетом действующего норматива 4 процента, а в бухгалтерском учете – полностью, возникают разницы. Дело в том, что сверхнормативные представительские расходы при расчете налога на прибыль не учитываются. Яркий пример – учет представительских расходов в бухгалтерском учете на УСН «доходы». В бухучете компания на «упрощенке» учитывает все расходы, а в налоговом – не учитывают никаких.

Следовательно, при возникновении сверхнормативных расходов у компаний-плательщиков налога на прибыль или любых представительских расходов у организаций на УСН в бухучете отражается вычитаемая временная разницы и соответствующий ей отложенный налоговый актив (п. 11, 14 ПБУ 18/02):

Дт 09 Кт 68 – отражен отложенный налоговый актив с суммы сверхнормативных представительских расходов, признанных в бухгалтерском и не признанных в налоговом учете;

Если в очередном отчетном периоде часть расходов, бывшая сверхнормативной, стала укладываться в лимит, нужно списать соответствующую сумму отложенного налогового актива:

Дт 68 Кт 09 – погашен отложенный налоговый актив (в части представительских расходов, признанных в текущем отчетном (налоговом) периоде в пределах норматива)

Если до окончания налогового периода отложенный налоговый актив не погашен полностью, то его нужно списать на счет прибылей и убытков (п. 17 ПБУ 18/02):

Д 99 Кт 09 – списан отложенный налоговый актив в части представительских расходов, не признанных в налоговом учете в текущем налоговом периоде.

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: