Увольнение сотрудника за хамство

Трудовым кодексом прямо не прописано, как уволить сотрудника за хамство. Некорректное поведение специалиста на рабочем месте не выделено в отдельную статью, характеризующую основания для одностороннего расторжения трудового договора.

Если особенности обращения сотрудника с клиентами и коллегами приводят к нежелательным последствиям, наниматель может соотнести такую манеру работы с законодательным списком причин увольнения.

Некорректное общение вредит бизнесу

Недостойное поведение специалиста в рабочее время можно расценивать как повод для рассмотрения вопроса о прекращении сотрудничества, если манера общения идет вразрез с условиями трудового контракта, должностной инструкции, законодательством или локальными регламентами работы. Как уволить сотрудника за хамство? Наниматель может оформить недостойное поведение как:

  • несоблюдение правил трудовой дисциплины и корпоративной этики, которые утверждены положениями внутренней политики компании (такое основание увольнения предусмотрено ст. 81 ТК РФ);
  • ненадлежащее исполнение трудовых функций или отказ от выполнения всего объема рабочих обязанностей (регламентируется ст. 192 ТК РФ).

На первом этапе надо задокументировать факты пренебрежительного отношения работника по отношению к другим людям. При рассмотрении вопроса о наказаниях для нерадивого работника необходимо учитывать косвенные обстоятельства. В частности, на кого было направлено хамство, так как нельзя ставить знак равенства между грубым общением с клиентами и нецензурными выражениями в личных беседах с коллегами. При единичном случае нарушения трудовой этики наниматель может:

  • сделать должностному лицу устное замечание;
  • вынести выговор и отразить это в приказе;
  • уволить в рамках дисциплинарного взыскания.

Порядок действий работодателя

Для правильного проведения процедуры расторжения контракта с работником руководитель предприятия должен подготовить весомые доказательства некорректности поведения специалиста. Как уволить сотрудника за хамство:

  • нормы корпоративной этики должны быть введены в действие для наемного персонала локальным актом. С поведенческими нормативами члены трудового коллектива знакомятся под роспись. В Положении о внутреннем распорядке необходимо предусмотреть меры воздействия на нарушителей этических стандартов фирмы;
  • следующее обязательное условие – ознакомление работников с критериями оценки уровня корректности поведения на рабочем месте. Это подтверждается собственноручными подписями о прочтении локального документа или прохождении специализированного инструктажа;
  • выявленный факт хамского поведения документируется актом. Поводом для проверки корректности общения может стать жалобная запись в книге отзывов, докладная записка от коллег;
  • единичный случай хамства – повод для применения предупредительных мер (замечание, выговор, депремирование). За повторный случай неподобающего поведения можно прибегнуть к увольнению;
  • работодатель вправе истребовать у провинившегося лица письменные пояснения. На их подготовку работнику отводится не более двух рабочих дней;
  • каждое нарушение трудовой дисциплины фиксируется приказом о дисциплинарном взыскании с указанием вреда, нанесенного бизнесу хамским поведением.

Руководство компании при назначении выговора и других дисциплинарных взысканий должно соблюдать сроки вынесения подобных решений – месяц с даты произошедшего нарушения правил.

За один проступок наказать можно только единожды, то есть за один случай работодатель может применить к сотруднику один вид меры ответственности. При появлении некорректных форм общения внутри коллектива наниматель может не вмешиваться в конфликт – он не обязан создавать комфортный психологический климат работы.

Единственный случай, когда руководство фирмы может быть привлечено к ответственности из-за внутренних конфликтов в коллективе – если у пострадавшего от хамского отношения коллег произошли психические расстройства на этой почве.

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: