Уточненные данные по организации режима труда и отдыха водителей приведены в приказе Минтранса от 03.05.2018 № 17. Обновления затронули правила суммированного учета рабочих часов водителей. Вот основные положения законодательства по этому вопросу:
- недельная продолжительность пребывания за рулем автомобиля не может быть больше 56 часов;
- подсчет недельной выработки начинается с 00:00 в понедельник и заканчивается в 24:00 в воскресенье;
- ограничение по общему количеству часов, проведенных за рулем на протяжении двух недель подряд, установлено нормами труда и отдыха водителей (максимальный уровень этого показателя равен 90 часам);
- обеспечение перерывов на отдых – совместное обязательство работодателя и шофера;
- с 5 июня 2018 года вводятся новые нормативы по рабочим перерывам и периодичности отдыха, так как в положение о режиме труда и отдыха водителей внесены пункты, предусматривающие 15-ти минутные перерывы с максимальной длительностью рабочего времени подряд в 4 часа;
- за отсутствие тахографа и нарушение распорядка дня водителей контролирующими органами выписывается штраф.
Как вести учет рабочего времени
При составлении графиков для персонала, чья работа связана с управлением транспортными средствами, необходимо учитывать нормы Положения о труде и отдыхе водителей. Этот правовой акт утвержден Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15.
Обязанность по разработке индивидуальных рабочих графиков на каждый месяц возложена на работодателей. Причем сведения о распределении нагрузки должны быть доведены до шоферов под роспись. В плане расписывается количество рабочих и выходных смен, их продолжительность а также указываются интервалы для отдыха и приема пищи.
Учет рабочего времени может вестись по одной из двух систем:
- понедельная схема при соблюдении законодательных ограничений по ежедневной отработке в часах;
- суммированный вариант учета, который позволяет чередовать периоды максимальных и минимальных нагрузок.
Учет рабочего времени будет достоверным при условии, что в этот интервал включается не только время пребывания сотрудника за рулем. Нарушение порядка труда и отдыха водителей возможно, если забыть включить в продолжительность рабочего времени следующие интервалы:
- перерывы в пути или в пунктах назначения;
- предрейсовые и послерейсовые медосмотры;
- периоды погрузочно-разгрузочных работ;
- простои, которые вызваны независящими от водителя причинами;
- ремонт в полевых условиях;
- время, потраченное на обеспечение безопасности грузов на стоянках, в качестве рабочих часов для режима труда и отдыха водителя международника;
- если в рейсе участвует сразу несколько водителей, факт присутствия шофера на его рабочем месте (независимо от того, кто находится за рулем) обязывает работодателя табелировать эти часы в качестве рабочих.
При ежедневном учете режим работы и отдыха водителей по тахографу должен соответствовать стандартным нормативам выработки – 40 часов каждую неделю. Если применяется методика суммированного учета, то переработки и недоработки определяются по итогам каждого месяца. Недельная выработка может быть значительно выше или ниже нормы, но при закрытии месяца общее рабочее время оказывается в пределах законодательного стандарта. Не будет считаться нарушением режима труда и отдыха водителя, ситуация с установлением полугодового расчетного интервала, если он работает в курортной местности.
Учет отработки водителей автобусов и грузовиков
Применительно к водителям автобусов, осуществляющим регулярные рейсовые маршруты, законодателями разрешено выделять из общих временных затрат периоды отдыха. Длительность каждого перерыва не должна быть дольше 3 часов подряд. Эти часы могут не включаться в состав рабочего времени. Дополнительно можно устанавливать часы для питания.
Особенности формирования режима труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в том, что в отдельных ситуациях допускается превышение максимальных ограничений по длительности управления транспортным средством. Это может быть обусловлено необходимостью доехать до места отдыха. В категорию исключений попадают и работники, которые заняты на международных перевозках или трудятся вахтовым методом. Не соответствовать стандартным требованиям законодательства могут и графики водителей пожарного или аварийно-спасательного транспорта.
Перерывы на отдых
Специальные 15-ти минутные перерывы в течение рабочего дня положены всем водителям. Таков действующий с 5 июня 2018 года порядок отдыха водителя. Норма отдыха предусматривает наличие в течение месяца нескольких типов перерывов:
- для приема пищи – предоставляются ежедневно;
- между сменами (ежедневно);
- еженедельные выходные.
Отметим, что на обед суммарно выделяется не менее получаса и не более 2 часов. Между сменами время отдыха должно быть в 2 раза дольше, чем трудовой день. Для обеспечения этой возможности может быть создана на предприятии комната отдыха для водителей. Продолжительность выходных в течение каждой недели – не менее 42 часов подряд.