Заместитель начальника отдела: должностная инструкция

Работа предприятия с множеством структурных подразделений требует грамотно организованного управления. Каждый сотрудник должен знать, чем он занимается, кому подчиняется и что входит в сферу его полномочий. Должностная инструкция заместителя начальника отдела – документ, организующий деятельность этого сотрудника, в нем подробно прописываются функции, права и обязанности.

Как составить правильно

Документ составляется при приеме сотрудника на работу и полностью регламентирует его дальнейшую деятельность в организации.

Обычно основой для должностной инструкции является Квалификационный справочник должностей, утвержденный постановлением Минтруда от 21.08.1998 №37. Кроме того, при составлении можно также опираться на профессиональные стандарты, разработанные для определенных должностей. В типовой инструкции будут присутствовать следующие разделы:

Раздел документа Содержание
Общие положения. В этом разделе указывается название должности, ее положение в иерархии предприятия, требования к сотруднику. На данную должность может быть назначено только лицо с высшим профессиональным образованием, продолжительность работы по профессии должна составлять не меньше 3 лет. Нужно указать, что должен знать сотрудник, принимаемый на данную должность. Это основы законодательства, а также приказы и распоряжения руководителей предприятия.
Должностные обязанности. Прописывается, что сотрудник должен исполнять непосредственные распоряжения начальника отдела, исполнять его обязанности во время отсутствия, подписывать и визировать определенные виды документов, участвовать в совещаниях, где обсуждаются вопросы, входящие в его компетенцию.
Права сотрудника. Он приобретает право руководить подчиненными сотрудниками и требовать исполнения учреждений, получать доступ к необходимой документации в рамках своей компетенции, право на повышение квалификации и т. д.
Ответственность сотрудника. Работник может нести административную и дисциплинарную ответственность за правонарушения и несоблюдение требований Трудового кодекса.

При приеме на работу сотрудник знакомится с инструкцией под роспись. Если он по каким-либо причинам отказывается это сделать, будущее трудоустройство окажется под вопросом.

Обязательна ли инструкция

Должностная инструкция входит в комплект документов по организационно-нормативному регулированию работы предприятия. Формально ТК РФ не обязывает работодателей ее составлять, но этот документ значительно упрощает работу персонала и помогает добиться порядка даже в компаниях со сложной разветвленной структурой. Функции сотрудника также прописываются в трудовом договоре, но инструкция детализирует их, раскрывая все подробности.

Подготовка инструкции значительно упрощает взаимоотношения между сотрудником и работодателем. Она позволяет решать сразу несколько задач:

  • проконтролировать деятельность сотрудника во время испытательного срока;
  • обосновать отказ в трудоустройстве. В инструкции четко прописывается, каким требованиям должен соответствовать сотрудник, поэтому организацию нельзя будет привлечь за необоснованный отказ;
  • ограничит трудовые функции сотрудника. Он будет освобожден от чужой работы, и это положительно скажется на его результативности.

Таким образом, составление должностной инструкции выгодно и работнику, и работодателю. Она требуется для каждого сотрудника, в том числе и для тех, кто занимает в данной организации руководящие должности.

Чтобы сэкономить время кадровиков, мы подготовили образец должностной инструкции заместителя начальника отдела. Используя этот документ, не составит труда подготовить необходимую инструкцию с учетом нюансов конкретной организации.

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: