Жалоба в трудовую инспекцию — эффективное средство защиты прав человека, который столкнулся с несправедливостью на работе. Инспекторы проведут проверку и разберутся с нарушениями. Но чтобы получить нужный результат, надо знать и соблюдать правила подачи заявления. Рассказываем, как подготовить и подать жалобу в трудовую инспекцию.
В каких случаях может помочь трудовая инспекция
В ТК РФ установлены основные права и обязанности работника и работодателя. Например, работодатель обязан выплачивать заработную плату в полном объеме 2 раза в месяц, обеспечивать сотрудникам оборудованные рабочие места, средства труда, предоставлять и оплачивать ежегодный отпуск.
У работника, в свою очередь, тоже есть обязанности: беречь имущество организации, не прогуливать, не нарушать рабочую дисциплину, подчиняться трудовому распорядку, установленному в организации.
Государственная инспекция труда (ГИТ) занимается вопросами соблюдения трудовых правах и обязанностей. В ее полномочия входит:
- Выявление нарушений трудового законодательства и составление актов об их обнаружении.
- Выдача предписаний об устранении нарушений.
- Составление протокола об административном нарушении, если предписание не исполнено.
- Подготовка документов для привлечения к ответственности виновных лиц.
В случае любого нарушения своих прав сотрудник может пожаловаться в трудовую инспекцию.
Самые частые причины жалобы в государственную инспекцию труда |
|
Инспекторы проверят сведения, указанные в заявлении. Если обнаружат нарушения — их зафиксируют в акте. Затем работодателю выдадут предписание о необходимости устранения выявленных нарушений трудового законодательства.
Самостоятельно восстановить работника в должности или отменить дисциплинарное взыскание инспекторы не могут. Однако если предписание не будет исполнено, можно обратиться в суд или к судебным приставам за принудительным исполнением.
Помощь инспекторов будет кстати и тогда, когда работник решил бороться за свои права в суде. Инспекция поможет собрать необходимые документы, грамотно составить исковое заявление и выступит в суде на его стороне.
Как правильно составить жалобу в трудовую инспекцию
Специальной формы жалобы в трудовую инспекцию не предусмотрено. Заявление подается в произвольном виде. Чтобы жалоба не осталась без рассмотрения и была эффективной, необходимо соблюдать некоторые правила.
- Обязательно соблюдение письменной формы. В заявлении укажите фамилию, имя, отчество, адрес и телефон заявителя. Анонимные жалобы не рассматриваются. Если боитесь преследования со стороны работодателя — укажите в заявлении, что просите сохранить в тайне личность заявителя, и тогда при проверке работодатель не узнает, кто пожаловался в трудовую инспекцию.
- Подробно опишите в чем, по вашему мнению, заключается нарушение трудовых прав. Старайтесь писать только факты. Уберите лишние эмоции, даже если вы очень сильно возмущены. Инспектор оценит деловой стиль написания жалобы, а вот чтение описания всех переживаний заявителя может утомить его.
- Укажите наименование организации, ее местонахождение и другие контактные данные, ФИО руководителя и иных должностных лиц, допустивших нарушение. Если есть свидетели, готовые подтвердить ваши слова, укажите и их данные тоже.
- По-возможности, к заявлению приложите доказательства, подтверждающие нарушения, указанные в заявлении. Это могут быть трудовой договор, расчетные листы, журналы учета рабочего времени, копии внутренних документов, приказов, фотографии и многое другое.
Мы приготовили для вас образец жалобы в трудовую инспекцию:
Действия трудовой инспекции после получения жалобы
Получив заявление, инспектор свяжется с работником и пригласит на беседу, чтобы уточнить детали. Затем проверят деятельность работодателя. Особенность проверок ГИТ заключается в том, что проверяют не только факты, указанные в жалобе сотрудника. Проверке подвергается вся деятельность работодателя.
Проверяют правила ведения кадровой и бухгалтерской документации, опрашивают сотрудников, при необходимости проводят экспертизы. В случае выявления других нарушений трудового права составляют акт и выдано предписание об их устранении.
Стандартный срок для проведения проверки — 1 месяц. По истечении этого срока инспекция направит в адрес заявителя информацию о проведенной проверке и мерах, которые были приняты.
Способы подачи жалобы
Подать жалобу в трудовую инспекцию можно любым удобным для вас способом.
- Лично в приемную вашей территориальной инспекции. В этом случае заготовьте два экземпляра жалобы. Первый вместе с копиями подтверждающих документов вы отдаете сотруднику, а на втором вам проставляют отметку с указанием даты, входящего номера и фамилии сотрудника инспекции, который принял жалобу.
- Заказным письмом через почту. Квитанция об отправке с номером почтового отправления будет свидетельством подачи заявления. Через некоторое время можно позвонить в инспекцию, узнать входящий номер и данные инспектора, который будет заниматься проверкой.
- Электронным способом через:
- «Общественную приемную» для граждан на сайте Роструда;
- сервис «Сообщить о проблеме» на сайте Онлайнинспекция РФ;
- сервис «Обращения граждан» на сайте Минтруда;
- сервис для приема обращений граждан на сайте Управления делами Президента РФ.
Отсканируйте заявление и приложенные к нему документы. Заполните и отправьте форму на сайте. Сразу после подачи жалобы вам придет регистрационный номер заявления. Ответ также поступит на электронную почту.
Сроки рассмотрения не зависят от того, как именно подана жалоба.
Подводим итоги
- Подать жалобу на работодателя можно в государственную инспекцию труда. Именно в ее компетенции находится контроль за соблюдением трудового законодательства.
- Инспекция не рассматривает устные или анонимные жалобы.
- Если вы не хотите, чтобы работодатель узнал, кто подал жалобу — укажите в заявлении, что просите сохранить в тайне личность заявителя.
- Государственная инспекция труда проверит не только информацию, указанную в жалобе: будет проведена комплексная проверка соблюдения трудового законодательства в организации.
- Подать жалобу можно лично, по почте или через сайт контролирующего органа.
- К жалобе необходимо приложить копии документов, подтверждающих нарушения.
- Инспекция в течение 30 дней составит акт о проведенной проверке и направит вам ответ на жалобу.