В октябре 2019 года вступил в силу новый документ, регламентирующий порядок надзора за соблюдением трудового законодательства. О том, насколько он отличается от аналогичного документа, действовавшего до него, и к каким из изменений следует отнестись с особым вниманием, — в нашем материале.
Причины обновления регламента проверок соблюдения законов о труде
Применявшийся до 22.10.2019 года административный регламент, описывающий принципы осуществления функций госнадзора за соблюдением законодательства о труде, был утвержден Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н. Действовать он начал с 09.04.2013 (после регистрации в Минюсте).
На протяжении срока действия в регламент неоднократно (в 2016-2018 годах) вносились изменения. Причем связаны они не только с редакционными правками или обновлением сведений о контактных данных и реквизитах приводимых в тексте нормативных актов, но касались и вопросов, имеющих значение для самой процедуры проверки. В частности, уточнялись:
- правила оформления подаваемых в Роструд документов;
- порядок истребования сведений, необходимых проверяющим, в т. ч. тех, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия между госорганами;
- права проверяемых как в отношении ставших допустимыми для них действий в процессе проверки, так и в части затрат времени на процедуры, связанные с проведением проверки;
- перечни оснований для внесения изменений в план проверок;
- основания для проведения внеплановых проверок;
- процедура отражения сведений о проведенной проверке в едином реестре проверок;
- функции проверяющих;
- критерии, определяющие периодичность проведения плановых проверок;
- процедура продления срока исполнения предписаний проверяющих.
В течение года, прошедшего с момента внесения очередных изменений, снова возникла необходимость в ряде поправок. Некоторые из них оказались достаточно объемными. Именно это и привело к разработке нового документа, а не очередной редакции старого, уже в значительной степени отличающегося от своего исходного варианта.
Новый регламент утвержден приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 — тем самым подразделением Минтруда, на которое и возложены функции контроля за соблюдением трудового законодательства. Соответственно, этим же подразделением создавался и текст нового регламента, что позволило более полно учесть все реально возникающие при проверках ситуации.
Сравнение содержания нового и старого регламентов
Если судить по оглавлениям старого и нового регламентов, принципиальных изменений в их структуре нет. Оба состоят из разделов, отражающих:
- общие положения о контроле;
- требования к порядку его проведения;
- описание применяемых контрольных процедур;
- порядок надзора за контролем;
- описание порядка обжалования действий проверяющих и решений, принятых Рострудом.
В сравнении со старым документом в новом отсутствуют два приложения, в которых приводились;
- список территориальных органов Роструда (Приложение № 1);
- описание процедур выполнения плановых и внеплановых проверок и обеспечения мер по устранению выявленных нарушений (Приложение № 2).
Названия разделов подверглись редакционным правкам, а в двух из них появились дополнительные подразделы, содержащие:
- исчерпывающий список документов, достаточных для проведения проверки — в разделе I;
- требования к контролю за выполнением Рострудом надзорных функций — в разделе IV.
Новый документ стал более объемным — в его основных разделах теперь содержится 160 пунктов против 120, имевшихся в старом документе. Вместе с тем основных правил, применяемых при проведении проверок, он не поменял.
Введены лишь некоторые новшества и существенно расширены описания. В том числе значительно более детальными стали тексты, характеризующие действия, осуществляемые контролирующим органом как в предпроверочный период, так и во время самой проверки (и, в особенности, для проверки, осуществляемой внепланово), а также мероприятий, являющихся следствием проведенного контроля. Подробнее стал также текст, посвященный обжалованию решений и действий проверяющих.
Новые положения, возникшие в регламенте
Обновления регламента проверок, интересные для лиц, подвергающихся контролю, свелись к следующему:
- уточнен предмет проверки — в общей формулировке, относящейся к трудовому праву, выделены такие вопросы как полнота и своевременность выплат зарплаты, отпускных, расчетов при увольнении, соблюдение нормативов по охране труда, выполнение предписаний по устранению выявленных нарушений (п. 5);
- в разряд обязанностей переведена ранее считавшаяся правом проверяющих возможность получать информацию от иных госорганов по межведомственному взаимодействию (п. 7);
- обязательными для проведения проверки стали требования о наличии у проверяющих распорядительного документа о ней Роструда и служебных удостоверений, проведение проверочных мероприятий только в служебное время, ознакомление проверяемого субъекта с результатами проверки и запрещение истребования документов, не предусмотренных законодательством РФ (п. 7);
- появился запрет на проверку выполнения требований, применявшихся в СССР и РСФСР, если они не обязательны для исполнения в РФ (п. 8);
- определено, что результатом контрольных мероприятий является акт (либо о проверке, либо о невозможности ее проведения), предписание (об устранении нарушений, о привлечении к ответственности виновных, об отстранении от выполнения должностных обязанностей, о запрете использования средств спецзащиты), протокол о привлечении к ответственности, направление материалов в правоохранительные органы или суд (п. 11);
- возникли не допускающие расширительного толкования перечни документов, которые проверяющие вправе истребовать у проверяемого (п. 13) и у госорганов по межведомственному обмену данными (п. 14);
- увеличено количество способов информирования об осуществлении госнадзора (п. 15);
- введено ограничение общей продолжительности проверки (60 рабочих дней) для юрлиц, имеющих обособленные структуры в нескольких субъектах РФ (п. 24);
- перечень оснований для непроведения (прекращения) проверки дополнен грубыми нарушениями со стороны проверяющих, имевшими место при ее организации и выполнении, анонимностью обращения с просьбой о проведении проверки и наличием в обращении недостоверной информации, отказом Прокуратуры согласовать проведение внеплановой выездной проверки (п. 27);
- на более ранний период (второй квартал вместо третьего) смещено начало периода планирования проверок на предстоящий календарный год (п. 31);
- оценка круга проверяемых стала риск-ориентированной, т. е. осуществляется по критериям, позволяющим относить их к той или иной категории риска (классу опасности), причем такой отбор осуществляется автоматизированным способом (п. 32, п. 33, п. 35, п. 36);
- более ранним (10 ноября вместо 1 декабря) стал срок размещения на сайте Роструда плана проверок на предстоящий год (п. 41);
- основания для исключения субъекта из сформированного плана проверок дополнены ситуациями прекращения использования опасных объектов, подлежащих проверке, и пересмотра Рострудом присвоенной субъекту категории риска/опасности (подп. «а» п. 42);
- появилось положение о непроведении проверок в отношении лиц, относимых к категории низкого риска (п. 46);
- для использования в процессе плановых проверок введен новый обязательный документ — список стандартных контрольных вопросов (п. 51, п. 52), использовать которые для самоконтроля может и подлежащее проверке лицо;
- стало возможным направление в адрес проверяемого электронного варианта акта проверки, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 78);
- по ситуациям срыва проведения проверки по вине проверяемого контролерам предоставлено право принятия мер по привлечению к ответственности за это (п. 85, п. 86).
Таким образом, введение нового регламента не только конкретизировало правила, применяемые при проверке, но и по ряду моментов упростило ее проведение для проверяемых лиц.
Подводим итоги
- Принятие нового регламента проверок, осуществляемых при контроле за соблюдением законодательства о труде, вызвано необходимостью включения в него ряда как новых, так и освещаемых с большей подробностью положений. При этом сам порядок принципиально не изменен.
- В новом документе сохранена структура изложения. Однако ряд разделов стал более детальным. Причем детализация оказалась связанной, в основном, с описанием действий, осуществляемых контролирующим органом пред проверкой, в ее процессе и по завершении контрольных мероприятий. Детализирован также порядок обжалования этих действий.
- Для проверяемых оказался интересным ряд новшеств, появившихся в регламенте. Большинство из них уточнило действовавшие ранее положения, приведя при этом к упрощению подготовки к проверке и процесса ее проведения.