Простой, возникший из-за отзыва лицензии у работодателя, — кого считать виновным в нем? Об этом — в нашем материале.
Зачем и как оформляется лицензия для ведения деятельности
Наличие лицензии требуется при осуществлении деятельности, подлежащей обязательному лицензированию. Вопросы ее оформления регулируются:
- Законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании…» — в отношении многих (но не всех) видов деятельности (например, информационных технологий и образования, создания и ремонта военной и авиационной техники, эксплуатации опасных объектов, обеспечения пожарной безопасности, производства лекарств и медтехники, перевозок, работы с отходами).
- Законами, целиком посвященными отдельным видам деятельности (например, в сферах атомной энергетики, оборота спиртосодержащей продукции, банковской, страховой, энергосбытовой, негосударственного пенсионного обеспечения).
Ведение деятельности, требующей обязательного лицензирования, без наличия лицензии (специального разрешения на право осуществления такой деятельности) не допускается. Отсутствие этого документа (равно как и наличие у него истекшего срока действия) автоматически прекращает возможность занятия соответствующей деятельностью.
Инициатором оформления и продления лицензии всегда становится лицо (организация или ИП), ведущее или планирующее ведение деятельности, подлежащей лицензированию. Оно обращается с заявлением на выдачу лицензии в орган, осуществляющий лицензирование.
Оформляется лицензия только тем заявителям, которые отвечают определенным требованиям. Но этого недостаточно — нужно еще соблюдать правила работы в сфере деятельности, подлежащей лицензированию. Нарушения этих правил чреваты отзывом (он может быть временным) и даже аннулированием лицензии.
Кто виноват в простое при отзыве лицензии
Отсутствие лицензии или прекращение ее действия (в силу истечения ее срока или отзыва) становится причиной простоя либо всего трудового коллектива (если работодателем ведется только один вид деятельности и именно он лицензируется), либо его части (если видов деятельности несколько и проблемы с лицензией имеют место только в отношении одного из них).
Кого считать виновным в возникновении такого простоя? Ответ на этот вопрос приобретает крайнюю важность из-за различий в правилах оплаты работнику времени простоя (ст. 157 ТК РФ):
- при вине работодателя расчет ведется от 2/3 среднего заработка работника;
- при наличии обстоятельств внешнего характера, не зависящих от работника или работодателя, начисления делаются от 2/3 оклада (тарифной ставки);
- вина работника исключает для него возможность оплаты времени простоя.
Виновным в отсутствии или утрате документа, дающего право на занятие определенным видом деятельности, следует считать работодателя, поскольку он:
- инициирует оформление и продление лицензии;
- обязан соблюдать те требования, неисполнение которых может привести к отзыву лицензии.
Эту точку зрения поддерживают:
- Роструд в ответах на вопросы, публикуемые на сайте «Онлайнинспекция.рф»;
- суды (Апелляционное определение ВС Республики Калмыкия от 26.02.2013 № 33-623/13).
Поэтому оплату простоя из-за отзыва лицензии у работодателя следует производить от 2/3 среднего заработка работника.
Исключением будет простой, возникший у кредитной организации из-за отзыва лицензии на осуществление банковских операций. При его оплате нужно ориентироваться на формулу начислений, применяемую при обстоятельствах внешнего характера, не зависящих от работника или работодателя (т. е. на 2/3 оклада или тарифной ставки). Такое правило содержится в ст. 349.4 ТК РФ.
Подводим итоги
- Инициатором оформления и продления лицензии на вид деятельности, подлежащий лицензированию, является работодатель. И ему же предстоит соблюдать при ведении этой деятельности требования, неисполнение которых может привести к отзыву лицензии. Поэтому виновным в отзыве лицензии признается работодатель.
- Отзыв лицензии на вид деятельности приводит к возникновению простоя либо всего трудового коллектива, либо его части. Оплату такого простоя в силу виновности в нем работодателя нужно производить от 2/3 среднего заработка. Однако для кредитных организаций действует иное правило — им следует ориентироваться на 2/3 оклада (тарифной ставки).