Каким характеристикам должен удовлетворять водитель наставник автобуса? В ряде случаев водители должны проходить стажировки. Проведение стажировок обычно вызывает множество вопросов. Несмотря на то, что общую информацию о стажировках знают все кадровики, точные правила ее проведения нередко до конца неясны. Один из вопросов, вызывающих сложности у кадровых специалистов: кандидатура водителя-наставника. Каким нормам, должен соответствовать водитель наставник автобуса, требования к нему? На эти и другие вопросы ответим в материале.
Водителям – стажировки
Обязанность по проведению стажировок установлена только для работодателей (организаций и индивидуальных предпринимателей), которые принимают сотрудников на работу с вредными и опасными условиями труда. Также следует проводить стажировки в других конкретно установленных действующим законодательством случаях (ст. 225 ТК РФ).
Помимо проведения стажировки в случае вредных и опасных работ, существуют отраслевые требования. Например, в энергетической отрасли стажировать сотрудника нужно после перерыва в работе (см., п. 1.4.8 приказа Минэнерго от 13.01.2003 № 6).
Или, например, водители, занятые на перевозках пассажиров и грузоперевозках, должны в обязательном стажироваться (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12).
Вследствие обязательности стажировок водителей у кадровиков появляются многочисленные вопросы, касающиеся проведения обучения. В частности, каким требованиям должен удовлетворять водитель наставник автомобильного транспорта.
Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т.д.), которые могут вызвать у работника заболевание.
Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника.
(приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).
Подробнее об этом см. «Что это – вредные и опасные условия труда: классы и профессии».
Для автобусников – максимальный стаж
Действующее законодательство устанавливает конкретный перечень случаев, когда водители должны проходить стажировку (п. 13-22 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59).
Так, стажироваться нужно в следующих ситуациях:
- работник устраивается на работу после окончания учебы;
- трудоустройство происходит после годового и больше перерыва в работе;
- сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
- сотрудник будет работать на новом типе транспортного средства или новом маршруте перевозок пассажиров.
Стажировку водителя проводит работодатель, определяя содержание и устанавливая необходимое количество учебных часов в соответствии с программой стажировки. Добавим, что если у компании есть возможность, то стажировка должна проводиться на транспортном средстве того типа и модели, на котором сотрудник будет работать.
Руководителем стажировки является водитель-наставник. Его кандидатура подбирается из водителей предприятия, которые удовлетворяю следующим условиям:
- водитель – наставник не совершил за последний год по своей вине ДТП;
- имеет подходящий стаж управления автотранспортным средством (легковым такси или грузовиком – не менее 3 лет; автобусом, трамваем, троллейбусом – не менее 5 лет).