C какого года персонифицированный учет в ПФР?

Пенсия по старости формируется из страховых взносов, которые платят фирмы за своих работников. Чтобы понять, какие суммы и за кого поступили, чиновники придумали персонифицированный учет. Систему ввели еще в апреле 1996 года (Закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Рассмотрим, как она работает сегодня.

Что такое персонифицированный учет

Каждому россиянину открывают лицевой счет в Пенсионном фонде. Его уникальный номер ранее указывали на свидетельстве СНИЛС, а теперь — в бумажном уведомлении (форма АДИ-РЕГ), которое с 1 октября 2019 выдается вместо привычной зеленой карточки.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

На счете всю жизнь человека хранится информация о стаже и поступающих страховых взносах, на основе которых потом выплачивается пенсия. Данные появляются там благодаря бухгалтерам, регулярно подающим отчетность по каждому сотруднику. Владелец счета в любой момент может посмотреть свои накопления. Например, на «Госуслугах» заказывают электронную выписку («Пенсия, пособия и льготы» — «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР»):

C какого года персонифицированный учет в ПФР?

Система отлажена. Бухгалтеры сдают отчеты, переводят деньги, а пенсионный фонд и налоговики их контролируют. Проверяются не только начисления, но и достоверность представленных данных как о самом работнике, так и его стаже. За нарушение сроков отправки сведений работодателей штрафуют на 1 000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Помимо пользы гражданам, персучет помогает государству собирать статистику о среднем заработке или общей численности трудящихся по стране.

Возложение обязанностей на ФНС

В феврале 2017 года к ведению персучета подключили налоговиков. Теперь они контролируют работодателей по начислениям и уплате страховых взносов за граждан. РСВ-1 и 4-ФСС отменили, но создали новый Единый расчет по страховым взносам (ЕРСВ). Он ежеквартально подается в налоговую.

С 2020 года бланк ЕРСВ поменяли, и за 1 квартал бухгалтеры отчитывались уже по новой форме, утвержденной Приказом ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@.

Пенсионный фонд теперь принимает:

  • СЗВ-М — отчет о работающих лицах (ежемесячно до 15 числа);
  • СЗВ-СТАЖ, ОВД-1 — по итогам года до 1 марта;
  • ДЗВ-3 – по дополнительным взносам на накопительную часть пенсии (ежеквартально до 20 числа);
  • СЗВ-ТД – сведения о трудовой деятельности.

Корректировка данных на лицевых счетах производится по форме СЗВ-КОРР, а внесение пропущенных сведений — по СЗВ-ИСХ.

У работника нет СНИЛС: что делать?

Принимая сотрудника на работу, кадровик запрашивает у него документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 65 ТК РФ) – свидетельство СНИЛС или новое уведомление АДИ-РЕГ. Для бухгалтера важен уникальный номер в ПФР, чтобы перечислять взносы и отчитываться по ним.

Если гражданин устраивается впервые, то документа может и не быть. Это значит, что человек не зарегистрирован в системе учета или просто не получал свидетельство. Тогда работодатель может подать анкету на принятого работника в территориальное отделение ПФР. Ему откроют лицевой счет и предоставят уведомление. Кроме того, сотрудник может и сам по­лу­чить уведомление в отделении ПФР или через МФЦ.

Полезная информация от Консультант+ о том, как оформить АДИ-РЕГ

Территориальный орган ПФР в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты открывает ИЛС и оформляет документ, подтверждающий регистрацию (п. 13, 48 – 51 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства, утв. Постановлением Правления ПФР от 12.02.2019 N 39п). Читать далее…

Если номера у работодателя нет, сдать СЗВ-М не получится. Это обязательный реквизит и без него бумажный отчет не примут, а электронный не пройдет контроль программы и вернется с протоколом об отказе.

Если бухгалтер столкнулся с этим, нужно поскорее зарегистрировать работника в системе персучета, подав анкету в ПФР. Не стоит отправлять отчет без «пенсионных» номеров — за это можно получить 500 руб. штрафа за каждого такого работника (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Подводим итоги

  • Персонифицированный учет — система хранения данных о трудовом стаже и пенсионных накоплений граждан. Введен в России с 1996 года и применяется по сей день.
  • С 1 января 2017 года контроль за уплатой страховых взносов возложен на ФНС.
  • Каждому человеку в ПФР открывается индивидуальный лицевой счет под уникальным номером. Доступ к данным есть только у владельца.
  • Сведения нужны не только для расчета будущей пенсии, но и при получении пособий, льгот.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: