Главному бухгалтеру, как и всем сотрудникам организации, полагается ежегодный оплачиваемый отпуск. Можно ли все его дела оставить генеральному директору или рядовому бухгалтеру?
Особенности отпуска главного бухгалтера
Отпуск главбуху оформляется по стандартным правилам, установленным для всех работников. Специального положения о предоставлении отпускных дней главному бухгалтеру в действующем законодательстве РФ не предусмотрено.
При этом бухгалтерский учет должен вестись непрерывно, остановить этот процесс на время отпуска главбуха невозможно (п. 3 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Любая деятельность на предприятии подразумевает создание документов, где необходима подпись главного бухгалтера.
Исполнение обязанностей главного бухгалтера заместителем
Когда в компании предусмотрена штатная единица заместителя главного бухгалтера, то во время очередного отпуска все обязанности кладутся на его плечи. В трудовом договоре сотрудника заранее прописываются все обязанности по замещению руководителя.
Если предприятие крупное и у главбуха несколько замов, то руководитель издает приказ, по которому один из заместителей наделяется правом подписи за главного бухгалтера и будет исполнять весь основной трудовой функционал на время его отсутствия (отпуска, командировки и так далее).
Доплата заместителю главбуха обычно не предусмотрена, так как в его должностные обязанности изначально входит функция замещения.
Исполнение обязанностей главбуха другим сотрудником
На время отпуска главного бухгалтера его обязанности можно возложить на другого сотрудника. Совмещение должностей производится только с письменного согласия работника взять на себя дополнительные обязанности без отрыва от основной работы (ст.60.2 ТК РФ). За совмещение должностей положена доплата.
На основании заявления сотрудника с ним заключается допсоглашение, в котором обозначаются:
- должность к замещению;
- объем и содержание работ;
- сроки совмещения должностей.
- уровень доплаты.
Параллельно с допсоглашением руководитель предприятия издает приказ, на основании которого на сотрудника возлагаются обязанности на период оплачиваемого отпуска действующего главного бухгалтера.
Обязанности и полномочия, которые передаются замещающему главбуха лицу
Подпись главного бухгалтера на основании Закона № 402-ФЗ не считается необходимой, однако на части бланков она сохранилась как обязательный реквизит. Например, бумажный вариант счета-фактуры подписывает как главный бухгалтер, так и иное лицо, уполномоченное приказом (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Для электронного документооборота строка «Главный бухгалтер» не формируется, так как подпись осуществляется при помощи электронного ключа. Поэтому если организация продолжает работать с бумажными документами, в приказе на совмещение обязанностей необходимо указать право подписывать документы.
Лицу, замещающему главного бухгалтера, потребуется доверенность, которая позволит сдавать отчеты и письма, получать требования, подписывать акты и иные документы в государственных органах (ИФНС, Росстат, ПФР, ФСС).
Если замещать главбуха предстоит руководителю предприятия, то доверенность не потребуется.
Еще один немаловажный момент: электронный документооборот с госорганами. Если в организации ведется обмен документами через оператора ЭДО (Контур, СБИС и прочие), то во избежание блокировки расчетного счета следует определить лицо, ответственное за электронную отправку в налоговую инспекцию всех необходимых документов.
Отпуск главного бухгалтера и налоговые проверки
Перенос сроков выездной налоговой проверки из-за отпуска главного бухгалтера не предусмотрен (п. 1 ст. 89 НК РФ). Налоговые службы могут пойти навстречу и продлить срок окончания проверки, но только если без главного бухгалтера организация не сможет предоставить все требуемые документы.
А как быть с требованиями на предоставление документов относительно сделок с контрагентами? Руководитель предприятия может письменно ходатайствовать о продлении сроков истребования документов по встречным налоговым проверкам на основании п. 5 ст. 93.1 НК РФ.