Изменения в аудите в 2022-2023 годах

Опубликованный 02.07.2021 Федеральный закон № 359-ФЗ существенно обновил ряд нормативных актов, в том числе Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Связано это с необходимостью исполнения задач, целей, норм Концепции развития аудиторской деятельности по Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р. Существенные изменения в сфере аудита и аудиторской деятельности вступят в силу в 2022-2023 годах, к некоторым из низ нужно начинать готовиться уже сейчас. Что нового ждет аудиторскую отрасль — расскажем в материале.

Каких областей коснулись нововведения

Во-первых, вводятся новые понятия и термины, среди которых «общественно значимая организация (ОЗО)» и «руководитель аудита».

Во-вторых, изменения коснулись деятельности аудиторских компаний в вопросах правовых основ, контроля и саморегулирования.

В-третьих, обновлены требования к аудиторам в части проведения квалификационного экзамена и получения аттестата.

Кроме того, отдельные положения посвящены изменениям в вопросах аудиторского заключения, саморегулируемой аудиторской организации, обязательного аудита и конкурсов. В целом нововведения охватывают обширный круг вопросов аудиторской отрасли.

Предмет аудита — что нового

Теперь для целей Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ под отчетностью проверяемого лица понимается бухотчетность организации в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и консолидированная финотчетность в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Новое понятие — общественно значимые организации

П. 1 ст. 5.1 новой редакции Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ указывает, какие организации относятся к общественно значимым:

  • публичные акционерные общества;
  • публично-правовые компании (ППК);
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • кредитные и банковские организации;
  • компании, доля участия государства в которых, составляет не меньше четверти;
  • организации, ценные бумаги которых торгуются на бирже;
  • организации, чья бухотчетность включается в проспект ценных бумаг;
  • страховые компании, общества взаимного страхования;
  • компании, на которых лежит обязанность по представлению и раскрытию отчетности согласно Закону от 27.07.2010 № 208-ФЗ.
Предоставлять аудиторские услуги (аудит и иные сопутствующие) перечисленным организациям могут лишь те компании, которые занесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги ОЗО.

Таких реестра будет два: один — названный, а другой — аналогичный, но только для организаций финансового рынка. Ведение первого возложено на Федеральное казначейство, а второго — на Центробанк. Эти правила применимы для сопутствующих аудиторских услуг с 01.01.2023, а для аудита — с отчетности за 2023 год.

Обязательный аудит

Расширен перечень случаев, подпадающих под обязательный аудит. С 01.01.2022 состав пополнился эмитентами эмиссионных ценных бумаг, которые обязаны открыто публиковать информацию в соответствии с Законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

По новым правилам обязательный аудит вправе проводить только аудиторские организации, вне зависимости от:

  • допуска ценных бумаг аудируемой компании к организованным торгам;
  • отнесения к кредитным, страховым, государственным организациям, ППК, госкорпорациям, негосударственным пенсионным фондам;
  • доли государственного участия в складочном капитале компании.
Это означает, что частные аудиторы лишились права проводить обязательный аудит вообще. Также индивидуальные аудиторы не уполномочены предоставлять аудиторские услуги ОЗО.

В единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц подлежат включению факты проведении обязательного аудита, ранее — только о сведения результатах.

Объединения аудиторов

С 01.01.2022 СРО аудиторов вправе предъявлять требования к аудиторским процедурам на основе аудиторских стандартов без привязки к международным.

При этом пункты, дающие право на утверждение одобренных советом по аудиторской деятельности самостоятельно доработанного кодекса профэтики и правил независимости аудиторов и аудиткомпаний, исключен из новой редакции закона.

Разрабатывать правила внешнего контроля, независимости и кодекс профэтики, порядок расчета и уплаты членских взносов, порядок применения дисциплинарных наказаний, положения о возмездных услугах и раскрытии сведений — обязанность СРО аудиторов.

Новые права и обязанности аудируемых компаний

Аудируемые компании
Права Обязанности
Запрашивать и получать информацию о членстве в аудиторской СРО, о данных об аудиткомпании из Реестра аудиторских организаций для ОЗО, Реестра аудиторских организаций на финрынке
  • Не мешать и не препятствовать деятельности аудиторской фирмы в рамках обязанностей, определенных Законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ;
  • не прятать и не скрывать информацию и документы (за исключением отдельных прописанных в законодательстве случаев);
  • не способствовать сокращению спектра документации и информации, подпадающей под аудиторскую проверку

Новое лицо — руководитель аудита

Теперь при оказании аудиторской услуги аудируемой организации необходимо назначать руководителя, то есть ответственного за оказание услуги. Это лицо — сотрудник аудиторской компании, который подписывает аудиторское заключение совместно с руководителем аудируемой организации.

Руководитель аудита и аудитор-руководитель аудиторской группы — это разные понятия, но допустимо, чтобы это было одно и то же лицо. Трудоустройство аудитора по основному месту или совместительству для назначения руководителем значения не имеет, за исключением ситуаций, когда получатель услуг ОЗО. Для них руководитель аудита – только работник аудиткомпании по трудовому договору на основном месте.

Руководитель аудита должен соответствовать требованиям:

  • быть членом аудиторской СРО;
  • иметь квалификационный сертификат аудитора в соответствии с требованиями Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (сертификат, полученный согласно старому Закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не подходит).

Руководители аудита общественно значимых организаций обязаны повышать квалификацию ежегодно.

Запрещено назначать руководителем аудита ОЗО аудитора, репутация которого была подпорчена:

  • умышленным преступлением, судимость за которое не погашена или не снята;
  • решением суда о злоупотреблении положением аудитора в течении 5 лет до года оказания услуг общественно значимой компании;
  • нарушением ст. 8 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ или неоднократным совершением иных грубых нарушений;
  • подписанием недостоверного или заведомо ложного аудиторского заключения в течение 3 лет до года оказания услуг ОЗО.

Требования к членству в СРО

С 01.07.2022 чтобы быть членом СРО аудиторов компании необходимо иметь в штате не менее трех трудоустроенных на основном месте в данной компании аудиторов. А с 01.01.2023 года — не менее пяти. Для аудиторских компаний, намеревающихся предоставлять аудит и иные аудитуслуги общественно значимым компаниям на финансовом рынке, эта численность — 7 и 12 соответственно.

В Письме Роструда от 15.09.2016 № 14-2/В-880 дано пояснение, что основное место работы — та, организация, в которой хранится трудовая книжка человека.

С 2022 года снимается требование о членстве компании только в одной СРО аудиторов.

Изменения в деятельности аудиторских компаний

Помимо указанных выше к новшествам в работе аудиторских организаций можно отнести:

  • обязанность по запросу клиента предоставлять сведения о нахождении в том или ином аудиторском реестре;
  • обязанность вести интернет-сайт и выкладывать информацию о деятельности;
  • обязанность обеспечения электронного документооборота с Федеральным казначейством и Центробанком, взаимодействовать с последним;
  • в 10-дневный срок уведомлять Центробанк о своем отказе или об отказе общественно значимой компании проводить обязательный аудит.

Взаимодействие с Банком России подразумевает обмен запросами и информацией, как по запросам, так и по инициативе. Установленный срок ответа на запросы — 20 дней.

Закупка аудиторских услуг

С 2022 года обязательный аудит финотчетности проводят по договорам, заключенным с отвечающим требованиям победителем электронного конкурса (ранее — открытого).

Муниципальные и государственные унитарные предприятия, госкорпорации, госкомпании, а также другие организации, четверть акций которых принадлежит государству, проводят закупки по Закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Подводим итоги:

  • Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
  • Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
  • Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
  • Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
  • Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
  • Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: