В условиях тяжелой конкуренции предприятиям на рынке приходится прилагать особые усилия, чтобы завоевать свою аудиторию покупателей. Кто-то тратит большие деньги на рекламу, кто-то на совершенствование продукта. Но мало бизнесменов осознают, что персонал играет очень важную роль развитии фирмы и повышения эффективности. Сегодня расскажем, почему стоит обратить внимание на работу своих сотрудников и какие есть методы по совершенствованию внутренней кадровой системы.
Что такое кадровый контроллинг
Любой предприниматель знает, что от грамотно выстроенного управления зависит не только внутренняя атмосфера работы, но и внешний облик предприятия.
Когда работники не понимают экономической задачи фирмы, не осознают своей важности, то начинают работать «спустя рукава».
Стоит один раз лениво обслужить пару покупателей — и в век интернета соответствующая репутация вам обеспечена. Обычно работодатель строго наказывает персонал за подобное поведение, но со временем образуется текучка кадров, падают объемы продаж и, как следствие, прибыль.
Чтобы работники хорошо выполняли свои задачи, их нужно вовлечь в общее дело, грамотно выстроить управление ими, разработать систему поощрений и по возможности проводить корпоративное обучение. Причем делать это так, чтобы такие затраты «не били» по бюджету. Все эти вопросы помогает решать отдельная часть менеджмента на предприятии — кадровый контроллинг.
Цели, задачи и функции кадрового контроллинга на предприятии
Главной целью кадрового контроллинга считается организация участия персонала в развитии фирмы и повышении ее экономической эффективности. Так, чтобы работники были вовлечены, их нужно чем-то заинтересовать. Для этого проводится целый ряд исследований на предприятии, собирается информация и принимаются управленческие решения.
Пример 1
Пользу системы кадрового контроллинга рассмотрим на примере Алексея — собственника СТО, на котором трудятся 10 автомехаников.
Мужчина заметил, что дела на станции идут не важно. Прибыли нет, работники неохотно делают ремонт, ругаются между собой, не соблюдают технику безопасности, ведут расчеты мимо кассы. Мужчина наказал весь персонал лишением заработанного процента, но дела не улучшились. Наоборот, со склада стали пропадать детали.
Это наглядный случай, когда работники трудятся «абы как», каждый сам за себя и вдобавок порочат репутацию фирмы, в которую собственник вложил миллионы. Алексей прочитал о кадровом контроллинге и решил применить основы этой системы для решения своей проблемы. Он собрал информацию о всех автомеханиках — о возрасте, образовании, индивидуальной выработке каждого, о затратах, которые фирма несет после некачественного ремонта, а также о выплатах, которые Алексей ежемесячно совершает по каждому работнику.
Проведя анализ, мужчина принял серьезные кадрово-управленческие решения:
- двух безответственных работников сократить в законном порядке — даже после выплаты компенсаций фирма хорошо сэкономит на оплате труда бесполезного персонала;
- за счет высвободившихся средств немного повысить зарплату оставшимся механикам;
- троих отправить на обучение за счет фирмы.
После кадрового анализа остались только те, кто по-настоящему хочет работать и занимается своим делом. Алексей же готов помогать молодым парням в обучении, улучшать условия труда персонала, а также делиться с ними прибылью — процентом от выработки. Теперь механики делают хорошо делают свою работу, не переводят детали, а фирма не выплачивает клиентам гарантии после некачественного ремонта. Рыночная репутация СТО значительно улучшилась. Вот так система кадрового контроллинга подарила бизнесу новую жизнь.
Пример 2
Вы хотите добавить новое направление в салоне красоты — наращивание волос. С помощью кадрового мониторинга вы можете узнать кто из работников владеет подходящим навыком, кого можно отправить на обучение или же лучше все-таки дополнительно принять профессионалов по наращиванию.
Изучив информацию по кадрам, вы сможете определить сколько новых штатных единиц вам понадобится. Без анализа навскидку можно принять такие решения, однако легко и ошибиться, приняв слишком много или мало работников. А это, в свою очередь, опять же может сказаться на производственном процессе и репутации.
К основным функциям системы кадрового контроллинга на предприятии относят:
- сбор и анализ информации не только по работникам, но и по доходам, расходам;
- мониторинг численности кадров, выполняемых обязанностей, полезности для предприятия, утечки кадров и т. д.;
- планирование и регулирование кадровых перестановок, обучения, сокращения кадров, а также улучшения условий труда персонала.
С помощью этих методов вы легко посчитаете затраты на сотрудничество с тем или иным работником, оцените свои потери и выгоду, выявите текучку ценных кадров, условия труда которых нуждаются в улучшении. Сможете спрогнозировать необходимость в новых штатных единицах, грамотно устраните неблагоприятные факторы, мешающие развитию фирмы, а также наглядно увидите и сравните поставленные в прошлом цели с достигнутыми результатами.
Подводим итоги
- Кадровый контроллинг — система усовершенствования взаимодействия персонала и работодателя в целях развития фирмы, а не метод отслеживания работников и наказания за нарушение правил.
- Кадровый контроллинг поможет навести порядок в кадрах, наглядно увидеть слабые стороны персонала и принять управленческие решения, чтобы повысить эффективность предприятия на рынке.