Кадровое делопроизводство

Как делегировать полномочия директора

Ведущий эксперт по трудовым правоотношениям

Необходимость в делегировании полномочий руководителя возникает практически в любой компании. Директор не может круглый год в режиме 24/7 быть неотлучно на своем посту. Как и любой человек, он может заболеть, уйти в отпуск, уехать в командировку, испытывать перегрузки из-за чрезмерного объема работы. Как директору делегировать полномочия без последствий для компании и нарушений закона? Какие документы требуется оформить? Ответы — в этом материале.

Кому и какие полномочия директора можно передать

Закон наделяет директора правом действовать от имени компании без доверенности ─ представлять ее интересы в государственных и муниципальных органах, деловых переговорах, принимать на работу сотрудников, распоряжаться налоговыми и иными платежами, организовывать процессы производства, заключать сделки и т. д.

Перед тем как делегировать свои полномочия, директор должен сначала проверить наличие в учредительном документе положений о возможности, порядке назначения лица руководящим организацией на период отсутствия директора и его полномочиях. Если эти вопросы урегулированы в учредительном документе, то действовать нужно в соответствии с ними.

Руководитель вправе делегировать свои полномочия на временной или постоянной основе (ч. 6 ст. 20 ТК РФ):

  • подчиненным;
  • управляющему (управляющей компании);
  • другим уполномоченным лицам (органам).

К примеру, совету директоров руководитель может передать полномочия по подготовке и проведению общих собраний участников (п. 2.1, п. 2.2. ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), а Федеральной нотариальной палате — полномочия по ведению и хранению списка участников (п. 1, п. 2 ст. 31.1 Федерального закона № 14-ФЗ, ст. 103.11 Основ законодательства о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1).

Какие бы полномочия директор ни делегировал, ответственность за добросовестную и разумную их реализацию остается по-прежнему на нем (п. 5 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 62).

Когда передача полномочий ограничена или невозможна

Учредители компании вправе ограничить полномочия руководителя. К примеру, могут запретить заключать сделки определенного вида и/или выше определенной суммы, принимать сотрудников на работу, назначать премии и т. д. Такие ограничения прописываются в учредительном документе.

Если право директора на заключение сделок ограничено учредительным документом, такие ограничения распространяются и на исполняющего его обязанности (п. 3.1 ст. 40 Федерального закона № 14-ФЗ, п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Читайте также:  Отпуск генерального директора: образец заявления 2018

Некоторые полномочия за директора (единоличного исполнительного органа) исполнить не может никто другой, кроме его самого. К примеру, только директор:

Нужные вам федеральные законы и иные нормативные акты можно скачать на сайте справочной системы КонсультантПлюс.

Условия делегирования полномочий

Процедура делегирования полномочий директора и установление ответственности за выполнение порученных служебных обязанностей:

  • не должна противоречить действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам компании.
  • сопровождается документальным оформлением ─ изданием приказов, распоряжений, заключением дополнительных соглашений к трудовым договорам и корректировкой должностных инструкций (при необходимости).
Нарушение установленного законом порядка и процедуры делегирования власти может повлечь неблагоприятные последствия для компании: негативно сказывается на ее репутации, ухудшает взаимоотношения с сотрудниками и т. д.

Временное делегирование полномочий

На период временного отсутствия директора (на время отпуска, болезни, командировки и т. д.) он может передать свои полномочия:

  • штатному заместителю директора;
  • иному сотруднику компании (если должности заместителя в компании нет).

При первом способе достаточно издать приказ о переходе функций директора к его заместителю. Специальное соглашение с заместителем о переходе полномочий не понадобится, так как управление компанией в периоды отсутствия директора является одной из обязанностей заместителя.

Второй вариант потребует больше внимания. Прежде чем обременить сотрудника полномочиями директора, необходимо:

  • получить его согласие;
  • заключить с ним допсоглашение к трудовому договору, в котором указать срок, на который возлагается исполнение обязанностей, размер вознаграждения, иные необходимые условия;
  • издать приказ.

Временно исполнять обязанности директора можно без освобождения или с освобождением от основной работы. В последнем случае будет иметь место временный перевод на другую работу (ст. 72.2 ТК РФ), что обязательно фиксируется в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Чтобы подчиненные могли на законных основаниях замещать директора, необходимо от имени юридического лица оформить временному руководителю доверенность на представление интересов компании (п. 1, п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 1 ст. 182 ГК РФ).

Читайте также:  Помощник генерального директора: должностная инструкция

В доверенности и в приказе следует указать, какие функции директора передаются, или будет считаться, что передан весь объем полномочий.

Приказ о передаче полномочий в связи с отпуском руководителя может выглядеть так:

Образец приказа о передаче полномочий директора Скачать

А так может быть составлена доверенность на представление интересов компании:

Образец доверенности на представление интересов компании Скачать

Постоянное делегирование полномочий директора

Делегирование отдельных полномочий директора на постоянной основе подчиненным обычно производится с целью избавления руководителя от ежедневной «текучки» и, как следствие, для повышения эффективности управления компанией.

При делегировании полномочий руководитель определяет степень ответственности подчиненного за выполнение порученных ему задач. В каждом случае разрабатывается перечень делегируемых полномочий с учетом требований действующего законодательства исходя из специфики деятельности компании.

Например, по закону директор компании наделен правом приема и увольнения работников, а также применения к ним мер дисциплинарного воздействия и поощрения за труд. Отвечает он и за сопутствующее документальное оформление таких процедур. Но обычно этими вопросами занимается не лично директор, а кадровая служба компании или отдельный специалист по кадрам, наделенный частью полномочий директора.

Сотрудник, на которого директор возлагает часть своих полномочий, должен ясно представлять, что именно ему придется выполнять за директора, поэтому:

  • в трудовом договоре (допсоглашении к нему) и в должностной инструкции должна быть прописана обязанность выполнять отдельные функции руководителя и должен присутствовать их перечень.
  • необходимо издать приказ о делегировании полномочий (как и в ситуации с временным делегированием), чтобы сотрудник на законных основаниях мог приступить к выполнению делегированных ему полномочий директора.
Руководитель по-прежнему вправе подписывать различные документы по тем вопросам, которые он передал в ведении подчиненного. Он не теряет статуса первого лица компании, поэтому вправе действовать на основании полномочий, предоставленных законом и учредительными документами.

Делегируем полномочия директора управляющему (управляющей компании)

Управляющему (управляющей компании) можно передать как все полномочия директора, так и их часть. После передачи полномочий управляющий должен действовать так же, как и директор — в интересах компании разумно и добросовестно (п. 2 ст. 42, п. 1 ст. 44 Федерального № 14-ФЗ, п. 3.1 ст. 11, п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 69 Федерального закона № 208-ФЗ).

Читайте также:  Личная карточка работника Т-2ГС (МС): порядок заполнения и образец

Кроме того, делегировать полномочия директора можно нескольким лицам, действующим независимо или совместно (п. 1 ст. 53 ГК РФ). В такой ситуации непереданные полномочия придется исполнять директору или их распределяют между другими органами компании.

Чтобы в законном порядке передать полномочия управляющему (управляющей компании), соответствующее решение должно принять общее собрание участников/акционеров или совет директоров, если это предусмотрено уставом (подп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 14-ФЗ, п. 2 ст. 67.1 ГК РФ). Необходимо принять решение о прекращении полномочий директора и их передаче управляющему, а также утвердить договор с управляющим.

После принятия решения требуется:

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите образец договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО управляющей организации.

Подводим итоги

  • Руководитель вправе делегировать свои полномочия на временной или постоянной основе подчиненным, управляющему (управляющей компании), другим уполномоченным лицам (органам).
  • Процедура делегирования полномочий не должна противоречить действующим нормативно-правовым актам, учредительным документам компании и сопровождается документальным оформлением: изданием приказов, распоряжений, заключением дополнительных соглашений к трудовым договорам и корректировкой должностных инструкций (при необходимости).
Теги: #делегирование полномочий #директор

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии