Коллективные трудовые споры: понятие и виды

Какие виды коллективных трудовых споров встречаются на практике. В ходе деятельности организации (индивидуального предпринимателя) могут возникнуть противоречия между администрацией и персоналом. В конфликте может участвовать как один работник, так и весь штатный состав предприятия. В первом случае, речь идет об индивидуальном трудовом споре. Во втором случае – о коллективном. Про понятие и виды коллективных трудовых споров расскажем в статье.

Один за всех, и все за одного

В соответствии с трудовым законодательством трудовые конфликты подразделяются:

  • на индивидуальные;
  • коллективные.

Сразу скажем, что отличие индивидуального трудового спора от коллективного в том, что в ходе индивидуального спора оказываются затронуты интересы одного сотрудника. Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников – это коллективный трудовой спор.

Понятно, что виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров отличаются от индивидуальных споров.

Под индивидуальным трудовым спором понимается неурегулированные разногласия между работодателем и работником, переданные на рассмотрение в комиссию по трудовым спорам или в суд (ч. 1 ст. 381, 382 ТК РФ). Порядок разрешения такого конфликта зависит от причины конфликта. На практике это могут быть вопросы применения трудового законодательства (иных нормативных актов), коллективного договора, трудового договора с работником (бывшим работником) или локальных актов предприятия (ч. 2 ст. 381 ТК РФ).

Что же включается в понятие коллективных трудовых споров, их предмет, стороны и виды?

Неурегулированные разногласия

Нерешенный конфликт между работниками и работодателем может иметь следующие причины (ст. 398 ТК РФ):

  • установление и изменение условий труда (включая заработную плату);
  • заключение, изменение и выполнение коллективных договоров и соглашений;
  • отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа (профсоюза) при принятии локальных нормативных актов.

Днем начала коллективного трудового спора признается день сообщения о решении работодателя отклонить требования (часть требований) работников или несообщение работодателем своего решения.

Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Понятно, что требования работников должны быть изложены в письменной форме и утверждены на соответствующем собрании или конференции работников. Выдвижение требований может сопровождаться забастовкой.

Под забастовкой следует понимать временный добровольный отказ сотрудников от исполнения своих трудовых обязанностей. Целью забастовки является разрешение коллективного трудового спора в пользу персонала (ст. 398 ТК РФ).

Разрешение спора

Разрешением разногласий, возникших между сторонами трудовых отношений, является проведение примирительных процедур:

  • примирительной комиссией;
  • посредником;
  • трудовым арбитражем.

В свою очередь, индивидуальные споры между работником и администрацией должны рассматриваться (ст. 382 ТК РФ):

  • комиссией по трудовым спорам;
  • судом.

Таким образом, мы раскрыли понятие и виды коллективных трудовых споров и причины их возникновения.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: