Критерии обязательного аудита 2019

Привлечение независимых сторонних аудиторов к проверке отчетности предприятия регламентировано действующим законодательством. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее, Закон № 307-ФЗ) устанавливает случаи, когда нужен обязательный аудит и критерии 2019 разделения компаний на группы с принудительным и добровольным проведением аудиторских проверок. В текущем году требования остались прежними (ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Подробности – в материале.

Юридический аспект

Необходимость в проведении обязательно аудита напрямую связана с организационно-правовой формой регистрации организации. Аудиторская проверка носит обязательный характер для акционерных обществ, чьи ценные бумаги прошли процедуру допуска к торгам на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Вот перечень компаний, которые должны ежегодно обращаться за услугами аудиторов:

  • организации, специализирующиеся на сборе данных о кредитных историях физических лиц;
  • компании, чья деятельность направлена на выдачу кредитов физическим и юридическим лицам;
  • фирмы, выступающие в роли профессионального участника на рынке торговли ценными бумагами;
  • клиринговые структуры;
  • общества по взаимному страхованию;
  • инвестиционные фонды, НПФ и управляющие ими компании.

Набор стоимостных критериев

При выделении категории лиц, которые проводят обязательный аудит, критерии в 2019 году ориентированы на превышение зафиксированных законодательством стоимостных параметров.

Одним из условий является превышение общим объемом вырученных средств в предшествующем отчетном периоде отметки в 400 млн. рублей. Дополнительный показатель – оценочная стоимость совокупности имеющихся у компании основных средств. Если эта сумма оказалась выше 60 млн. рублей, фирма должна провести аудит.

Иными словами, для всех компаний критерии обязательного аудита в 2019 – это изменения в объеме выручки или рост стоимости основных средств.

Отраслевые критерии

Регламентация вопроса по проведению обязательной аудиторской проверки не ограничивается нормами Закона № 307-ФЗ. Для отдельных направлений деятельности установлены особые требования при принятии решения о проведении аудита или отказе от такой ревизии:

Отраслевая принадлежность организации Нормативно-правовой акт
Компании-застройщики Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ содержит критерии 2019 обязательного аудита по проведению проверок данного типа компаний.
Государственные учреждения Эти компании должны подчиняться нормативам Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия ГУПы и МУПы ориентируются на положения Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ.
Потребительские кооперативы Кооперативы, целью создания которых стало осуществление кредитной деятельности, то следовать надо порядку, озвученному в Федеральном законе от 18.07.2009 № 190-ФЗ.
Игорный бизнес При организации азартных игр руководство таких субъектов хозяйствования обязано согласовывать свои действия с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ, в том числе, и в отношении критериев обязательного аудита в 2019 году.

Аудиторское заключение

По итогам проведенной проверки эксперт составляет аудиторское заключение. Документ может быть представлен с разными вариантами содержания:

  • положительные выводы, которые обозначаются при полном соответствии учета и отчетности нормативным требованиям законодательства;
  • положительное заключение, составленное с оговорками. Этот тип отчета готовится в ситуациях, когда система учета и внутреннего контроля функционирует стабильно, данные отражаются корректно, но имеются незначительные замечания;
  • отрицательные итоги рассмотрения отчетности присущи ситуациям, когда аудитором были выявлены грубые нарушения правил ведения учета и оформления отчетной документации.

В отдельных случаях аудиторы дают письменный отказ от представления заключения. Подписанное экспертом, проводившим проверку, заключение не является элементом бухгалтерской или налоговой отчетности. Этот документ не надо сдавать в ФНС. Такая позиция полностью соответствует (ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ст. 23 НК РФ).

Аудиторское заключение подлежит передаче в Росстат вместе с полным набором финансовых отчетов по итогам года. В ситуации, когда проверочные мероприятия затянулись, и аудитор не успевает сформулировать свое профессиональное мнение о достоверности отчетности, необходимо:

  • подготовить отчетность и передать ее в обозначенные сроки в органы статистики;
  • дождаться завершения проверки;
  • получить оригинал подписанного аудитором заключения;
  • в течение следующих 10 дней сдать заключение в Росстат.

При запоздавшей подаче аудиторских выводов в органы статистики Законом № 402-ФЗ в ст. 18 установлена крайняя дата представления заключения. Все субъекты хозяйствования, которые попадают под действие критериев для проведения обязательной формы аудита, должны предъявить к проверке экспертные выводы в срок до 31 декабря. Право пролонгации срока до конца декабря появляется только у тех лиц, которые находятся в стадии проверки, то есть имеют уважительную причину просрочки.

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: