Кто несет ответственность за ошибки в бухгалтерском учете и искажение отчетности

Источник: Аудит ИТ

В материале акцентируем внимание читателей на существенных ошибках, допускаемых при ведении бухгалтерского учета, которые могут повлечь искажение отчетности и, как следствие, – наложение на должностное лицо штрафных санкций.

Кратко о достоверности учета и отчетности

В соответствии с п. 18 СГС «Концептуальные основы» при ведении бухгалтерского учета субъект учета должен обеспечить формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, осуществляющим полномочия по внутреннему и внешнему финансовому контролю.

Исходя из п. 17, п. 68 данного документа достоверность предполагает отсутствие в информации существенных ошибок и искажений, а также ее полноту и нейтральность.

Отсутствие ошибок означает, что формирование данных бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществлены в соответствии с названным стандартом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой, сформированной субъектом учета.

Однако ошибки при ведении бухгалтерского учета встречаются довольно часто. Об этом свидетельствует арбитражная практика. Предлагаем рассмотреть спор, изложенный в Решении Барышского городского суда Ульяновской области от 18.02.2022 по делу № 12-4/2022. Но вначале обратимся к нормам КоАП РФ.

Ответственность за искажение отчетности

Отметим, что величина административных штрафов для должностных лиц, ответственных за ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, зависит от самого факта представления отчетности, степени ее искажения (значительное или незначительное), а также от квалификации правонарушения в качестве грубого. Статья 15.15.6 КоАП РФ включает 7 частей, а также довольно значительные по объему примечания, содержащие расшифровки и пояснения упоминаемых терминов. Приведем только положения ч. 3 и ч. 4, поскольку в решении суда акцент сделан именно на них.

Частью 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

  • за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • либо за нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности.

Под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

1. Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не более 1 000 000 руб.;
  • не более чем на 1% и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.;

2. Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 100 000 руб., но не более 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К сведению: за данное нарушение предусмотрен штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Частью 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1. Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • более чем на 10%;
  • не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.;

2. Искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета.

3. Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

4. Включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами.

5. Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета.

6. Ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета.

7. Отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

К сведению: данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Суть судебного спора

Итак, перейдем к спору, вынесенному на рассмотрение суда.

В ходе проверки муниципального бюджетного учреждения были выявлены нарушения требований к ведению бухгалтерского учета, повлекшие значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности, а также грубые нарушения требований по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета за 2020 год.

1. На основании постановления администрации в оперативное управление учреждения был передан мусоровоз балансовой стоимостью 900 000 руб. Однако по данным бухгалтерского учета балансовая стоимость данного транспортного средства числилась в сумме 90 000 руб.

Занижение стоимости основного средства на 810 000 руб. привело к искажению данных годовой бухгалтерской отчетности, а именно баланса формы 0503730 за 2020 год по строке 010 «Основные средства» на сумму 810 000 руб. или на 6%, что является нарушением требований ст. 13 Закона № 402-ФЗ. Данное нарушение классифицируется как значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

При проверке правильности начисления амортизации по основным средствам было установлено, что в апреле 2020 года неверно начислена амортизация по учету транспортных средств, в частности по мусоровозу. По данным учета остаточная стоимость равна 0 руб. Разница составила 809 999,43 руб.

Таким образом, амортизация была занижена. Это привело к искажению бухгалтерской отчетности, а именно баланса формы 0503730 за 2020 год по строке 020 «Уменьшение стоимости основных средств» на сумму 809 999,43 руб. или на 7,2%, что также является нарушением требований ст. 13 Закона № 402-ФЗ и классифицируется как значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

2. Учреждением совершена сделка по продаже автокрана без согласования с учредителем. Рыночная стоимость автокрана 1990 года выпуска определена в размере 51 000 руб. Продажа машины за 51 000 руб. была произведена в июне 2021 года, что подтверждает договор купли-продажи транспортных средств. Однако по данным бухгалтерского учета балансовая стоимость данного транспортного средства была списана с баланса учреждения в сумме 102 308,50 руб. уже в октябре 2020 года и учтена переоценка в сумме 51 000 руб.

Акт о списании автотранспортного средства не оформлялся. Таким образом, в регистрах бухгалтерского учета зарегистрировано несуществующее обязательство, не имеющий места факт хозяйственной жизни на сумму 51 000 руб., что является нарушением ст. 9 Закона № 402-ФЗ и классифицируется как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

По итогам проверки директор учреждения был привлечен к административной ответственности. В связи с этим он обратился в суд об отмене административного наказания в виде штрафа, предусмотренного ч. 3 и ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ. В обоснование жалобы, ссылаясь на положения Закона № 402-ФЗ, он указал, что он как руководитель МБУ заключил трудовой договор с главным бухгалтером, в обязанности которой входило соблюдение требований к ведению бухгалтерского учета, в том числе к составлению бухгалтерской отчетности. Несмотря на то что он подписывал составленные главным бухгалтером отчеты и учетные документы, именно главный бухгалтер является надлежащим субъектом правонарушений в сфере бухгалтерского учета. Именно главным бухгалтером были допущены ошибки при составлении отчетной документации, которая была им подписана. В связи с этим истец просил отменить постановление мирового судьи.

Решение суда

Суд, вынося решение, руководствовался следующим.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

При этом согласно ст. 3 Закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

Единые требования к составлению отчетности государственными (муниципальными) бюджетными (автономными) учреждениями установлены Инструкцией № 33н. Согласно п. 5 Инструкции № 33н бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения.

Исходя из положений ч. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Согласно уставу учреждение на принципе единоначалия возглавляет директор, который в том числе подписывает финансовые документы, обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины, организует ведение бухгалтерского учета и отчетности учреждения.

Таким образом, вывод суда о наличии в действиях директора составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы поданной по делу жалобы о том, что директор не является субъектом вменяемых ему административных правонарушений, отклонены как несостоятельные.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: