Процедура обучения и проверки уровня подготовки новопринятых работников при помощи наставничества должна быть подробно раскрыта в локальных документах предприятиях. Одним из основных регламентирующих актов является положение о наставничестве. В нем раскрываются ключевые этапы и критерии оценивания специалистов, приводится шаблон итогового отчета и порядок его составления.
В соответствии с законом
Законодательных норм, прямо регулирующих наставничество, нет. Работодатели самостоятельно принимают решение о необходимости введения системы предварительного обучения и аттестации персонала. Одной из форм оценивания уровня квалификации и соответствия должности является наставничество.
Наставник выбирается из числа действующих сотрудников, который обладают достаточными знаниями и опытом для оказания помощи в освоении специфики отдельных работ новопринятыми специалистами.
Разработку положения о наставничестве в организации можно поручить:
- кадровикам;
- юристам;
- бухгалтерии;
- начальникам структурных подразделений или их заместителям.
Локальный акт не должен противоречить нормам трудового законодательства. Ответственность за содержание положения возлагается на руководителя предприятия, который собственноручной подписью утверждает документ.
Содержание документа
В локальном документе рекомендуется обозначить следующие информационные блоки:
- цели внедрения практики наставничества. Это может быть адаптация к работе в коллективе, ускорение процесса обучения и знакомство со спецификой деятельности компании;
- задачи, которые ставятся перед наставниками;
- минимальные и максимальные сроки наставничества;
- перечень специалистов, которые должны проходить комплекс мероприятий в рамках сотрудничества с наставником. Положение о наставничестве на производственном предприятии и других видах учреждений может распространяться на стажеров, практикантов;
- порядок организации процесса оценивания специалистов. В этом разделе необходимо указать, по каким критериям выбирается работник на роль наставника, как будет осуществляться проверка его объективности, как оценивать качество его работы с подопечными. Назначение наставника осуществляется путем издания руководством фирмы приказа. Эффективность труда наставника может быть определена по динамике прогресса стажера по промежуточным и итоговым контрольным мероприятиям;
- если руководство предприятия решит, что имеется необходимость в дополнительном поощрении наставников, можно зафиксировать систему вознаграждений – моральных и материальных;
- раздел, посвященный описанию прав всех участников процедуры наставничества. К примеру, наставник вправе требовать от стажера предоставления регулярных отчетов о проделанной работе (в устной или письменной форме), ему могут предоставляться полномочия по вовлечению в процесс обучения третьих лиц;
- обязанности каждой стороны. Например, наставник должен на своем примере показать стажеру, какой уровень теоретической и практической профессиональной подготовки необходим для выполнения трудовых функций. В перечень обязанностей наставника может входить оказание помощи на этапе освоения подопечным работником специфичных навыков;
- меры ответственности – система внутренних санкций (дисциплинарные, административные, материальные) за несоблюдение правил взаимодействия в процессе наставничества, за нарушение правил корпоративной этики, трудовой дисциплины, неудовлетворительные результаты профессионального оценивания.
С текстом положения до издания приказа о наставничестве необходимо ознакомить предполагаемого наставника и стажера. В локальном акте не могут содержаться требования, которыми ущемляются права любой из сторон.
Добавим, что документ не заменяет собой трудовой контракт или договор о материальной ответственности, их надо заключать отдельно. Наши специалисты подготовили образец положения о наставничестве. Его можно бесплатно скачать на сайте.