Одной из обязанностей налоговых инспекторов является проверка ККТ — начиная с порядка регистрации кассы и заканчивая выдачей чека покупателю. Но регламент проведения таких проверок пока четко не урегулирован. В связи с этим в НК РФ планируется внести поправки, устанавливающие новый вид налогового контроля — оперативный. Разберем, что он из себя представдяет и для чего вводится.
В чем заключается налоговый контроль ККТ
В настоящий момент НК РФ предусматривает только 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. В скором времени возможно появится новый вид проверок — оперативные. Затрагивать они будут только контрольно-кассовую технику.
Проверки ККТ существуют и сейчас, но регулируются они не НК РФ, а Административным регламентом, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н. Однако в этом документе не прописываются четко полномочия проверяющих, перечень контрольных действий, порядок привлечения к ответственности, штрафные санкции и т. д. Законодатели решили устранить этот пробел и подготовили законопроект о внесении поправок в НК РФ.
Кроме этого, в НК РФ планируется включить:
- Санкции за нарушения обязанности по фиксации расчетов.
Сейчас ответственность за нарушения в сфере применения ККТ прописана в ст. 14.5 КоАП РФ.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Для тех, кто не фиксирует расчеты, предусмотрены ограничительные меры:
– приостановление операций по счетам в банке;
– ограничение доступа к информационным системам и программам (в отношении тех, кто ведет деятельность через интернет). Контролеры смогут блокировать, например, сайты в интернете, мобильные приложения, соцсети, блоги;
– приостановка деятельности (в отношении тех, кто работает через стационарные торговые объекты). Читать далее…
Подробнее о новых поправках в НК РФ и о санкциях за нарушение порядка применения ККТ можно узнать в этой статье.
- Положения об оперативном контроле и его формах.
То есть теперь порядок и особенности проведения проверок ККТ будут официально закреплены в НК РФ.
Рассмотрим подробнее, что из себя представляет оперативный налоговый контроль.
Оперативный контроль ККТ
Оперативному контролю в новой редакции НК РФ отведен целый раздел — V3.
Первые его несколько глав будут содержать положения, перенесенные из Закона № 54-ФЗ, а именно:
- основные понятия и определения из Закона № 54-ФЗ;
- перечень тех, кто вправе не применять ККТ;
- особенности формирования и состав реквизитов кассового и расчетного чеков;
- требования к ККТ и порядок ее регистрации и перерегистрации;
- требования к фискальным накопителям, фискальным документам, операторам фискальных данных.
Само же понятие оперативного контроля, его формы и особенности проведения проверок будут изложены в главе 1410 «Общие положения об оперативном контроле. Оперативная проверка. Мероприятия налогового контроля, связанные с исполнением обязанности по фиксации расчетов».
Оперативный контроль — деятельность налоговых органов за соблюдением организациями и ИП обязанности по фиксации расчетов и учету полноты выручки.
Термин «фиксация расчетов» тоже новый, он пришел на смену понятию ««применение контрольно-кассовой техники». Под фиксацией расчетов понимаются действия организации и ИП по формированию чека через ККТ или информационный ресурс на сайте ФНС (о котором пока ничего не известно).
Новая редакция НК РФ называет 2 формы оперативного контроля:
- оперативная проверка;
- мониторинг.
Рассмотрим подробнее каждую из указанных выше форм.
Оперативная налоговая проверка
Какую цель преследует проверка | Проверка полноты фиксации расчетов и учета выручки |
Что может послужить основанием для назначения проверки |
|
На основании какого документа проводится проверка | На основании решения руководителя ИФНС, содержащего:
|
Где проводится проверка | По месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) или по месту жительства ИП |
Максимальный период времени, который может затронуть проверка | 3 года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки |
Периодичность и число проверок | Не ограничено. Налоговики могут проверять один и тот же период несколько раз:
|
Максимальный срок проверки | 20 дней |
Возможность продления срока проверки | Да. Максимум на 20 дней |
Возможность приостановления срока проверки | |
Итого общий срок проверки | 40 или 60 дней. Из текста законопроекта пока непонятно, включается ли в срок продления (до 40 дней) время приостановки проверки. Возможно, в дальнейшем эту неточность устранят |
Основания для приостановления проверки |
|
Основные мероприятия, проводимые в ходе проверки |
|
Что такое контрольная закупка | Создание проверяющими ситуации для проведения расчета. Простыми словами: сотрудник ИФНС купит товар (закажет услугу) и посмотрит, выдадут ли ему чек или нет. Предупреждать о проведении закупки, конечно, не будут. Решение о проведении проверки сотруднику организации или ИП предъявят уже после расчета. По окончании закупки деньги проверяющим потребуется вернуть даже если оплата прошла по безналу |
Что подразумевается под наблюдением | Визуальное восприятие сотрудником ИФНС действий организации или ИП по фиксации расчетов. То есть проверяющий со стороны будет наблюдать за сотрудником организации или ИП, а именно следить за тем, выдает он чек покупателям или нет |
Какими документами оформляется завершение проверки | По окончании проверки проверяющими будет составлен акт, в котором они укажут:
|
Мониторинг ККТ
Мониторинг ККТ представляет собой сбор, обобщение, систематизацию и оценку информации о применении организацией (ИП) ККТ, поступающую в ИФНС из разных источников.
Если в ходе мониторинга проверяющие выявят несоответствия между данными, содержащимися в ИФНС и поступившими из других источников, они направят организации или ИП требование о представлении пояснений. Дать объяснения или исправить ошибку нужно в 5-дневный срок. Если это сделано не будет, в отношении компании или предпринимателя инициируют оперативную проверку.
Подводим итоги
- Закон № 54-ФЗ планируется отменить, а основные его положения перенести в НК РФ.
- Проверки ККТ будут регулироваться НК РФ и получат официальное название — оперативные.
- Кроме оперативных проверок налоговые органы будут проводить мониторинг информации о ККТ, поступающей в ИФНС.
- Проверяющие получат широкий перечень полномочий на проведение контрольных мероприятий в ходе проверки.