Отличие штатной расстановки и штатного расписания

Что такое штатная расстановка и штатное расписание? Отличие этих двух документов в чем заключается? Все знают, что штатное расписание – это документ, в котором содержится информация о трудовых ресурсах фирмы. В том числе, сведения о численности работников, названиях их должностей, наименованиях структурных подразделений. А что такое штатная расстановка? В чем разница: штатная расстановка и штатное расписание? Об отличии этих форм расскажем в статье.

В чем состоит различие

Под штатным расписанием понимается документ, содержащий в себе структурированную информацию о персонале организации. В «штатке» перечислены все предусмотренные компанией должности и количество запланированных единиц по каждой из них.



Подробнее об этом см. «Бланки штатного расписания: excel и ворд».

В свою очередь, штатная расстановка это документ, в котором указано, какие единицы и кем заняты. То есть в штатной расстановке прописывают Ф.И.О. сотрудников, занимающих те или иные должности, а также их табельные номера и другие необходимые сведения. Например, указание на инвалидность, совместительство, пенсионный возраст и т.п.

В общем, говоря про штатное расписание и штатную расстановку, отличие эти форм, в том, что «штатка» – это более общий обезличенный документ. В то время как штатная расстановка (штатное замещение) – это документ персонализированный.

Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).

В целом понятно, что такое штатная расстановка и штатное расписание. Отличие этих документов еще и в том, что для «штатки» действующее законодательство предусматривает унифицированную форму№ Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Для штатной расстановки единой формы законом не предусмотрено. Поэтому обычно этот бланк составляют на основе формы № Т-3, добавляя в него необходимые графы.

Подробнее об этом см. «Составляем штатную расстановку: образец».

Зачем это нужно

В принципе можно обойтись и без этих документов. Начальная штатная расстановка и штатное расписание (отличие мы описали выше) могут составляться по инициативе самого работодателя. Если организация небольшая, то эти документы можно не заполнять.

Для одинаковых должностей в «штатке» должна быть предусмотрена одинаковая оплата труда. Дело в том, что за равный труд по закону полагается равная оплата (ст. 22, ч. 2 ст. 132 ТК РФ). При необходимости диверсифицировать оклады работников, занимающих одинаковые должности, самым безопасным будет ввести в форму Т-3 понятия «старший», ведущий», «помощник» и т.п. Например, «старший кассир». Помимо этого в трудовых договорах с работниками нужно прописать различный функционал сотрудников на одноименных должностях:

  • разные права и обязанности;
  • различный уровень ответственности.

Другим способом обезопаситься от претензий проверяющих является введение специальной надбавки для сотрудников, которых предполагается поощрить.

Однако «штаткой» и штатной расстановкой лучше не пренебрегать. Ведь имея в своем распоряжении эти документы, можно наглядно увидеть структуру организации и рассчитать необходимое количество денег на содержание персонала. Эта информация может понадобиться менеджерам компании для принятия управленческих решений.

Понятно, что речь идет исключительно об организациях коммерческого сектора экономики. Ведь бюджетники должны разрабатывать «штатку» в обязательном порядке.

Для удобства наши специалисты подготовили таблицу, в которой наглядно видны отличия штатного расписания и штатной расстановки.

Штатное расписаниеШтатная расстановка
Имеет унифицированную форму № Т-3Разрабатывается в организации самостоятельно
Нормативный обязательный документ для организаций государственного сектораПонятие законодательно не определено, заполнение носит добровольный характер
Информация обезличенаСодержит сведения о сотрудниках, работающих на определенных рабочих местах
Заключает в себе плановые показателиСодержит фактические реальные величины
Является законным основанием для приема сотрудниковСодержит оперативную информацию

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Загрузка…
Комментарии