Работодатель не обязан терпеть плохого работника. Закон позволяет наказывать персонал — и словами, и рублем. Сегодня расскажем, какие меры можно применить к нарушителям, чтобы не загреметь в трудовую инспекцию.
Чем работник обязан предприятию
Работник, подписавший трудовой договор, принимает ряд обязательств перед работодателем. Согласно ст. 21 ТК РФ персонал должен:
- добросовестно исполнять должностные обязанности;
- соблюдать внутренний распорядок и дисциплину;
- бережно обращаться с имуществом предприятия, клиентов и коллег;
- сообщать об авариях, возгораниях и т. д.
На практике персонал всегда чем-то недоволен, а кто-то вообще работать не хочет и халатно относится к обязанностям. Допустим, сотрудник наотмашь пробивает товар, грубит покупателям, опаздывает или сбегает с рабочего места раньше времени. И многие небрежно пользуются мебелью, оргтехникой и другим имуществом организации. Мол, не свое не жалко. Персонал не думает, что за все это фирма выложила кучу денег.
Благо, закон защищает не только права наемных рабочих, но и предприятий. И если вас не устраивает, как сотрудники выполняют свои обязанности или относятся к клиентам, вы можете их наказать.
Виды ответственности работника
Ответственность работника бывает двух видов — дисциплинарная и материальная. Первая подразумевает письменное замечание, выговор или увольнение, а вторая — вычитание денег из зарплаты виновника. Рассмотрим, когда и какую из них применять.
Дисциплинарная ответственность
«Дисциплинарку» можно наложить на любого сотрудника, не соблюдающего условия трудового договора — спит на рабочем месте, делает брак, не выполняет нормы, покидает рабочее место и многое другое, что он обязан делать по договору или по должностной инструкции. Еще сюда относятся грубость, драки, курение в туалете, появление в пьяном виде, обеды за прилавком и т. п. Все это дисциплинарные проступки, пресечение которых регламентирует ст. 192 ТК РФ.
За такое поведение вы можете:
- сделать замечание;
- объявить выговор;
- уволить.
Закон не определяет, что именно — замечание или выговор — применить. Опирайтесь на последствия. Продавец нагрубил покупателю — можно и замечание, но если обиженный клиент написал плохой отзыв, то уже выговор. Такие наказания действуют только 12 месяцев, потом — автоматически снимаются (ст. 194 ТК РФ). Хотя работодатель может и раньше аннулировать их, если посчитает нужным.
А вот для увольнения нужны серьезные причины. Согласно ст. 81 ТК работодатель может расторгнуть договор с работником, если тот:
- не соответствует должности, не прошел аттестацию;
- при трудоустройстве принес фальшивые документы;
- уже получил «дисциплинарку», но все равно продолжает нарушать распорядок или плохо делает работу;
- прогулял — отсутствовал на рабочем месте более 4 часов подряд без уважительной причины;
- пришел пьяным, а также под воздействием наркотиков или запрещенных препаратов;
- разгласил коммерческую тайну;
- умышленно похитил, уничтожил или повредил имущество работодателя, коллеги или клиента — расторгайте договор только после суда, признавшего работника виновным в этом;
- нарушил охрану труда и спровоцировал несчастный случай;
- не представил сведения о доходах — обязанность на госслужбе;
- совершил аморальный поступок — нельзя воспитателям и учителям.
Увольнять виновника запрещено, когда он на больничном или в отпуске. Дождитесь выхода и оформляйте приказ.
Обратите внимание, что никаких других форм наказания не предусмотрено. Это значит, что нельзя лишить премии за хамство покупателю — только замечание или выговор. Выбрать можно что-то одно.
Пример 1
По трудовому договору приняли администратора в салон. В должностной инструкции указано, что после закрытия администратор моет пол в холле. Сотрудник с документами ознакомился, но пол мыть не стал. За это директор снял с его зарплаты 3 тыс. руб. Его можно понять: ведь придется доплачивать другому работнику за уборку. Но самовольно вычитать деньги запрещено. Администратор должен получить все, что положено по договору. Наказать работника можно выговором. А если он не исправится, то уволить за неоднократный проступок.
Суммы, прописанные в договоре, трогать нельзя. Но можно лишить премии, если она не является обязательной выплатой, а лишь дополнительным поощрением. Еще можно урезать премии, если на предприятии есть положение о премировании или штрафах с четким указанием нарушений, за которые последует денежное взыскание. Если работник ознакомился с таким документом и расписался в нем, то знал, что, например, за курение в туалете заплатит 1 000 руб. Но если он в глаза не видел такого положения, то и штрафовать вы не имеете права.
Работник может нажаловаться в трудовую инспекцию. И вы заплатите административный штраф за неполную выплату зарплаты (п. 6 ст. 5.27 КоАП):
- должностные лица (бухгалтеры, кадровики, директора) — от 10 до 20 тыс. руб.;
- ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
- предприятия — от 30 до 50 тыс. руб.
Какую бы форму «дисциплинарки» вы ни выбрали, нужно грамотно ее применить. Сначала зафиксируйте проступок в акте. Указывайте все подробности: когда, в какое время и что конкретно сделал работник. Попросите от него объяснительную, подождите 2 дня. Когда он даст ответ (или не даст), выбирайте меру, опираясь на обстоятельства и последствия проступка. И только потом создавайте приказ о наложении взыскания.
Если откажется подписать, зовите свидетелей и составляйте акт об отказе. Нарушение этих сроков делают процедуру недействительной. Если уволили, то суд легко восстановит виновника в должности. Так что делайте все вовремя. Не забудьте перечислить остаток зарплаты и компенсацию за неиспользованный отпуск. Выходные пособия уволенным по статье не положены.
Материальная ответственность
Персонал обязан бережно обращаться с имуществом работодателя и клиентов. Работника привлекают к материальной ответственности, когда из-за его поступка предприятию причинен прямой ущерб, и вина доказана (ст. 233 ТК РФ).
Пример 2
Девушка купила шубу за 200 тыс. руб. и сразу обратилась в ателье, чтобы подшить подол. Уборщица мыла окна и случайно опрокинула ведро с моющим средством на шубу заказчика. Мех потерял внешний вид, носить его нельзя. Из-за неосторожности работников ателье «попало» на 200 тыс. руб. Директор возместил ущерб клиенту, но понес серьезные расходы. Он посчитал, что виновата не только уборщица, но и швея — оставила дорогое изделие в доступном месте. Обе женщины компенсируют ему расходы.
Обычно владельцам этого мало. Они уверены, что фирма потеряла репутацию, клиентов. И начинают требовать от работников возмещения упущенной выгоды. Однако виновники не обязаны ее выплачивать (ст. 238 ТК РФ).
За причиненный ущерб каждый работник несет частичную материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ).
Пример 3
Директор отдал клиентке за испорченную шубу 200 тыс. руб. Теперь он требует от уборщицы и швеи эту сумму. Но средняя зарплата женщин — 25 тыс. руб. Ровно столько заплатит каждая, и не больше. Выходит, что директор взыщет с виновных лиц только 50 тыс. Женщины согласны возместить по 25 тыс., но не всей суммой сразу. Тогда бухгалтер будет ежемесячно вычитать у них только 20% долга. Это максимальная сумма, которую можно снять с работника в месяц (ст. 138 ТК). Так виновницы будут отдавать по 5 тыс. Им это удобно, а директору нет. Ведь долг они погасят только на 5-й месяц.
Мало того, что директор львиную долю заплатит из бюджета ателье, так еще и полной выплаты долга от работников прождет почти полгода. Невыгодно для предприятий, но ничего не поделаешь — таков закон. Требовать больше нельзя.
Однако есть категории работников, которые несут полную ответственность и заплатят всю стоимость ущерба. Это лица, с которыми заключался договор о полной материальной ответственности — кассиры, продавцы, кладовщики, контролеры и т. п., работающие с деньгами и товаром. Еще можно требовать полной выплаты, если бы уборщица была пьяна или специально испортила шубу. Но это нужно доказать. Хорошо, если велось видеонаблюдение.
Подводим итоги
- Работник несет перед работодателем дисциплинарную и материальную ответственность.
- Наказать дисциплинарно работника можно только чем-то одним: замечанием, выговором, увольнением. Расторгнуть договор с виновником можно только по причинам, перечисленным в ст. 81 ТК.
- Лишить премии можно, если она идет к окладу как поощрение. Сумму, указанную в договоре, уменьшать нельзя.
- Материальную ответственность несут все работники, но только в пределах среднего заработка. Больше с них взять не получиться. Полный ущерб возмещают только кассиры, продавцы, инкассаторы и другие лица, с кем заключался договор о полной материальной ответственности.