Ответственность работника перед работодателем

Работодатель не обязан терпеть плохого работника. Закон позволяет наказывать персонал — и словами, и рублем. Сегодня расскажем, какие меры можно применить к нарушителям, чтобы не загреметь в трудовую инспекцию.

Чем работник обязан предприятию

Работник, подписавший трудовой договор, принимает ряд обязательств перед работодателем. Согласно ст. 21 ТК РФ персонал должен:

  • добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • соблюдать внутренний распорядок и дисциплину;
  • бережно обращаться с имуществом предприятия, клиентов и коллег;
  • сообщать об авариях, возгораниях и т. д.

На практике персонал всегда чем-то недоволен, а кто-то вообще работать не хочет и халатно относится к обязанностям. Допустим, сотрудник наотмашь пробивает товар, грубит покупателям, опаздывает или сбегает с рабочего места раньше времени. И многие небрежно пользуются мебелью, оргтехникой и другим имуществом организации. Мол, не свое не жалко. Персонал не думает, что за все это фирма выложила кучу денег.

Благо, закон защищает не только права наемных рабочих, но и предприятий. И если вас не устраивает, как сотрудники выполняют свои обязанности или относятся к клиентам, вы можете их наказать.

Если у вас остались вопросы по ответственности работника, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Виды ответственности работника

Ответственность работника бывает двух видов — дисциплинарная и материальная. Первая подразумевает письменное замечание, выговор или увольнение, а вторая — вычитание денег из зарплаты виновника. Рассмотрим, когда и какую из них применять.

Дисциплинарная ответственность

«Дисциплинарку» можно наложить на любого сотрудника, не соблюдающего условия трудового договора — спит на рабочем месте, делает брак, не выполняет нормы, покидает рабочее место и многое другое, что он обязан делать по договору или по должностной инструкции. Еще сюда относятся грубость, драки, курение в туалете, появление в пьяном виде, обеды за прилавком и т. п. Все это дисциплинарные проступки, пресечение которых регламентирует ст. 192 ТК РФ.

За такое поведение вы можете:

  • сделать замечание;
  • объявить выговор;
  • уволить.

Закон не определяет, что именно — замечание или выговор — применить. Опирайтесь на последствия. Продавец нагрубил покупателю — можно и замечание, но если обиженный клиент написал плохой отзыв, то уже выговор. Такие наказания действуют только 12 месяцев, потом — автоматически снимаются (ст. 194 ТК РФ). Хотя работодатель может и раньше аннулировать их, если посчитает нужным.

А вот для увольнения нужны серьезные причины. Согласно ст. 81 ТК работодатель может расторгнуть договор с работником, если тот:

  • не соответствует должности, не прошел аттестацию;
  • при трудоустройстве принес фальшивые документы;
  • уже получил «дисциплинарку», но все равно продолжает нарушать распорядок или плохо делает работу;
  • прогулял — отсутствовал на рабочем месте более 4 часов подряд без уважительной причины;
  • пришел пьяным, а также под воздействием наркотиков или запрещенных препаратов;
  • разгласил коммерческую тайну;
  • умышленно похитил, уничтожил или повредил имущество работодателя, коллеги или клиента — расторгайте договор только после суда, признавшего работника виновным в этом;
  • нарушил охрану труда и спровоцировал несчастный случай;
  • не представил сведения о доходах — обязанность на госслужбе;
  • совершил аморальный поступок — нельзя воспитателям и учителям.

Увольнять виновника запрещено, когда он на больничном или в отпуске. Дождитесь выхода и оформляйте приказ.

Обратите внимание, что никаких других форм наказания не предусмотрено. Это значит, что нельзя лишить премии за хамство покупателю — только замечание или выговор. Выбрать можно что-то одно.

Пример 1

По трудовому договору приняли администратора в салон. В должностной инструкции указано, что после закрытия администратор моет пол в холле. Сотрудник с документами ознакомился, но пол мыть не стал. За это директор снял с его зарплаты 3 тыс. руб. Его можно понять: ведь придется доплачивать другому работнику за уборку. Но самовольно вычитать деньги запрещено. Администратор должен получить все, что положено по договору. Наказать работника можно выговором. А если он не исправится, то уволить за неоднократный проступок.

Суммы, прописанные в договоре, трогать нельзя. Но можно лишить премии, если она не является обязательной выплатой, а лишь дополнительным поощрением. Еще можно урезать премии, если на предприятии есть положение о премировании или штрафах с четким указанием нарушений, за которые последует денежное взыскание. Если работник ознакомился с таким документом и расписался в нем, то знал, что, например, за курение в туалете заплатит 1 000 руб. Но если он в глаза не видел такого положения, то и штрафовать вы не имеете права.

Работник может нажаловаться в трудовую инспекцию. И вы заплатите административный штраф за неполную выплату зарплаты (п. 6 ст. 5.27 КоАП):

  • должностные лица (бухгалтеры, кадровики, директора) — от 10 до 20 тыс. руб.;
  • ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • предприятия — от 30 до 50 тыс. руб.

Какую бы форму «дисциплинарки» вы ни выбрали, нужно грамотно ее применить. Сначала зафиксируйте проступок в акте. Указывайте все подробности: когда, в какое время и что конкретно сделал работник. Попросите от него объяснительную, подождите 2 дня. Когда он даст ответ (или не даст), выбирайте меру, опираясь на обстоятельства и последствия проступка. И только потом создавайте приказ о наложении взыскания.

Помните о сроках. Наказать за проступок можно на протяжении месяца со дня обнаружения или полгода со дня совершения проступка (ст. 193 ТК РФ). В течение 3 дней ознакомьте работника с приказом.

Если откажется подписать, зовите свидетелей и составляйте акт об отказе. Нарушение этих сроков делают процедуру недействительной. Если уволили, то суд легко восстановит виновника в должности. Так что делайте все вовремя. Не забудьте перечислить остаток зарплаты и компенсацию за неиспользованный отпуск. Выходные пособия уволенным по статье не положены.

Материальная ответственность

Персонал обязан бережно обращаться с имуществом работодателя и клиентов. Работника привлекают к материальной ответственности, когда из-за его поступка предприятию причинен прямой ущерб, и вина доказана (ст. 233 ТК РФ).

Пример 2

Девушка купила шубу за 200 тыс. руб. и сразу обратилась в ателье, чтобы подшить подол. Уборщица мыла окна и случайно опрокинула ведро с моющим средством на шубу заказчика. Мех потерял внешний вид, носить его нельзя. Из-за неосторожности работников ателье «попало» на 200 тыс. руб. Директор возместил ущерб клиенту, но понес серьезные расходы. Он посчитал, что виновата не только уборщица, но и швея — оставила дорогое изделие в доступном месте. Обе женщины компенсируют ему расходы.

Обычно владельцам этого мало. Они уверены, что фирма потеряла репутацию, клиентов. И начинают требовать от работников возмещения упущенной выгоды. Однако виновники не обязаны ее выплачивать (ст. 238 ТК РФ).

За причиненный ущерб каждый работник несет частичную материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Пример 3

Директор отдал клиентке за испорченную шубу 200 тыс. руб. Теперь он требует от уборщицы и швеи эту сумму. Но средняя зарплата женщин — 25 тыс. руб. Ровно столько заплатит каждая, и не больше. Выходит, что директор взыщет с виновных лиц только 50 тыс. Женщины согласны возместить по 25 тыс., но не всей суммой сразу. Тогда бухгалтер будет ежемесячно вычитать у них только 20% долга. Это максимальная сумма, которую можно снять с работника в месяц (ст. 138 ТК). Так виновницы будут отдавать по 5 тыс. Им это удобно, а директору нет. Ведь долг они погасят только на 5-й месяц.

Мало того, что директор львиную долю заплатит из бюджета ателье, так еще и полной выплаты долга от работников прождет почти полгода. Невыгодно для предприятий, но ничего не поделаешь — таков закон. Требовать больше нельзя.

Однако есть категории работников, которые несут полную ответственность и заплатят всю стоимость ущерба. Это лица, с которыми заключался договор о полной материальной ответственности — кассиры, продавцы, кладовщики, контролеры и т. п., работающие с деньгами и товаром. Еще можно требовать полной выплаты, если бы уборщица была пьяна или специально испортила шубу. Но это нужно доказать. Хорошо, если велось видеонаблюдение.

Споры о материальном возмещении решает суд. Он назначает, кому и сколько платить, учитывая обстоятельства и представленные доказательства. Но и здесь есть сроки подачи иска — 1 год со дня обнаружения ущерба (ст. 392 ТК). Если хотите вернуть все деньги, попробуйте доказать, что виновник был неадекватен или умышленно испортил вещь. Это единственная лазейка, если нет договора о полной материальной ответственности.

Подводим итоги

  • Работник несет перед работодателем дисциплинарную и материальную ответственность.
  • Наказать дисциплинарно работника можно только чем-то одним: замечанием, выговором, увольнением. Расторгнуть договор с виновником можно только по причинам, перечисленным в ст. 81 ТК.
  • Лишить премии можно, если она идет к окладу как поощрение. Сумму, указанную в договоре, уменьшать нельзя.
  • Материальную ответственность несут все работники, но только в пределах среднего заработка. Больше с них взять не получиться. Полный ущерб возмещают только кассиры, продавцы, инкассаторы и другие лица, с кем заключался договор о полной материальной ответственности.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: