Понятие ротации кадров

В современных условиях грамотное управление персоналом является двигателем развития компании, повышения ее конкурентоспособности на рынке. Одним из признанных способов сформировать штат грамотных специалистов, заинтересованных в повышении квалификации и процветании фирмы, является ротация кадров. Это модель, когда работники последовательно меняют профессиональные обязанности, пробуют себя на разных участках, осваивают смежные функции, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.

Смысл мероприятия и его задачи

Ротацией кадров называется их горизонтальное движение внутри организации. Ее цель:

  • перевод специалистов на новые позиции;
  • смена функционала;
  • получение специфических знаний;
  • приобретение опыта принятия управленческих решений.

Это совокупность постоянных и временных переводов работников фирмы, которые могут сопровождаться набором нового персонала, прохождением профессионального обучения, повышения квалификации.

Таким образом, ротация кадров – это перемещение сотрудников организации, помогающее фирме решать следующие задачи:

  • закрывать возникающие вакантные позиции;
  • «выращивать» из рядовых сотрудников компетентных руководителей, знающих специфику работы разных структурных подразделений;
  • повышать профессионализм работников, их лояльность к организации;
  • формировать корпоративную культуру;
  • продвигать новые идеи посредством «лидеров мнений».

Для сотрудников ротация является удобным инструментом:

  • для повышения квалификации;
  • понимания бизнес-процессов, целей и ценностей компании «изнутри»;
  • повышения собственной стоимости на рынке труда, карьерного роста.

Разновидности

Понятно, что ротация кадров – это процедура, которая может иметь разный масштаб внутри организации. Руководство может проводить кадровые перемещения в рамках отдела, между разными структурными подразделениями (цехами, департаментами, филиалами), между компаниями одной группы, производствами, расположенными в разных регионах, и т.д.

В зависимости от периодичности ротация может быть:

  • поквартальной;
  • ежегодной;
  • месячной и т.д.

В зависимости от уровня специализации различают три типа ротации:

  • не предполагающую смены функционала работника;
  • с полным изменением специальности;
  • с частичной сменой функционала.

Если перемещение сопровождается полным или частичным изменением трудовой функции, его может сопровождать профессиональное обучение, организуемое фирмой-нанимателем.

Зачем нужны перемещения

На практике ротация признается действенным, хотя и рискованным методом управления кадрами. Она используется работодателями в следующих ситуациях:

  • специалист плохо справляется с обязанностями, но его увольнение нежелательно. Перемещение поможет раскрыть его потенциал;
  • компания не имеет возможности повысить сотрудника. Его ротация – способ нематериальной мотивации;
  • сотрудники находятся на пороге «профессионального выгорания», смена направления деятельности помогает вернуть им заинтересованность в работе;
  • фирма оптимизирует бизнес-процессы, ищет новые пути повышения эффективности, делая ставку на персонал;
  • руководство «латает дыры»: перемещает работников на место выбывшего специалиста (например, ушедшего на больничный, в отпуск, декрет);
  • администрация решает путем перемещения возникающие внутренние конфликты.

Инициатором перемещения может выступить и работодатель, и сотрудник. В первом случае на имя специалиста готовится уведомление, он вправе поддержать инициативу или отвергнуть ее и остаться на прежнем месте. Во второй ситуации гражданин готовит на имя администрации письменное заявление, где формулирует свое желание попробовать себя в смежных должностях.

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: