Трудовые книжки

Постановление Мишустина об электронных трудовых книжках

Эксперт — кадровый и бухгалтерский учет

С 2020 года в России начался переход на электронные трудовые книжки. Чиновники принимают различные нормативно-правовые акты с целью организации эффективного перевода работодателей и работников на ЭТК. Совсем недавно выпущено постановление, «узаконившее» электронные трудовые книжки с 2021 года — поговорим о нем подробнее.

Поправки в законодательство об ЭТК

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление от 10.07.2020 № 1017, которым утверждены изменения в правила ведения трудовых книжек с учетом нового цифрового формата. На основании этого документа внесены поправки в 55 законодательных актов о правилах ведения трудовых книжек.

Если у вас есть вопросы по переходу на электронные трудовые книжки, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Переход на электронные трудовые книжки с 2021 года

С 1 января 2021 года люди смогут устраиваться на работу с электронной трудовой книжкой. В Постановлении Правительства № 1017 обращается внимание на следующие нюансы:

  • электронные трудовые книжки — это аналог бумажных трудовых, поскольку в них содержится идетничная информация:
    • о сотруднике,
    • месте работы,
    • дате приема и увольнения,
    • причине прекращения трудового договора.
  • работодатели должны уведомить сотрудников в срок не позднее 31 октября 2020 о праве выбора формата ведения трудовой книжки — электронного или бумажного;
  • сотрудники не позднее 31 декабря 2020 должны подать заявление работодателю о том, какой формат они выбрали;
  • если работник выбрал электронный формат, бумажная трудовая книжка выдается ему на руки — с этого момента с работодателя снимается обязанность по ее ведению и хранению;
  • если работник выберет бумажную трудовую или совсем не подаст заявление, работодатель обязан вести трудовую книжку в обоих форматах;
  • граждане могут посмотреть свою электронную трудовую в личном кабинете на сайте ПФР или Госуслуг;
  • работники вправе запросить сведения о трудовой деятельности у последнего работодателя, в ПФР или МФЦ.
Поскольку в электронном формате сведения о работниках будут фиксироваться с 2020 года, бумажную трудовую книжку необходимо сохранять.

Что поменять в локальных актах в связи с переходом на ЭТК

Локальные акты работодателя не могут противоречить законодательству, поэтому нужно внести изменения во все внутренние НПА, в которых упоминается порядок работы с трудовыми книжками: в ПВТР, положение о порядке приема сотрудников на работу (перевода, увольнения) и др.

В связи с переходом на электронные трудовые книжки нужно обратить внимание на следующие моменты и скорректировать их в локальных ЛНА:

  • При приеме на работу может быть предъявлена как трудовая книжка, так и справка со сведениями о трудовой деятельности СТД-Р (если человек отказался от бумажной книжки). Справку получают у последнего работодателя или в ПФР.
  • Перестает быть актуальным обязательное оформление бумажной трудовой всем работникам по основному месту работы.
  • У работодателей появилась обязанность выдавать справки СТД-Р по запросу сотрудников, а также при их увольнении (только если эти работники выбрали электронную ЭТК). Справки разрешается выдавать как бумажном, так и в электронном виде, но для электронных понадобится квалифицированная ЭЦП.

Полезная информация от Консультант+ о порядке формирования СТД-Р

Работодатели формируют в электронном виде сведения о трудовой деятельности каждого работника за отчетный период, т.е. месяц, в котором были случаи, указанные в п. 2.4 ст. 11 Закона о персонифицированном учете (ч. 1 ст. 66.1 ТК РФ, п. 2.5 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Эти сведения нужно представлять в орган ПФР по месту регистрации работодателя (страхователя) (п. 1 ст. 11 Закона о персонифицированном учете). Читать подробнее…

Кроме того, следует проверить трудовые договоры с сотрудниками и коллективный договор (если таковой есть).

Отдельным приказом назначьте ответственных сотрудников (из кадровой службы или бухгалтерии), в обязанности которых будет входить:

  • уведомление работников о переходе на электронные трудовые книжки;
  • обработка их заявлений;
  • формирование СТД-Р и отчетов в ПФР.
Предельный срок, до которого в ЛНА нужно внести все изменения — 31 декабря 2020. Но лучше конечно не тянуть, а вести работу планомерно и без суматохи.

Подводим итоги

  • М. Мишустин подписал Постановление Правительства от 10.07.2020 № 1017, в соответствии с которым с 2021 года можно будет устраиваться на работу с электронной трудовой книжкой.
  • Работодателям необходимо до конца 2020 года обеспечить переход на ЭТК, в том числе привести свои ЛНА в соответствие законодательным изменениям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: #2020 #2021 #трудовая книжка #этк

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии