Правила учёта выдачи СИЗ работникам

Рассказываем, как происходит учет выдачи СИЗ. Понятно, что работодатель – организация или индивидуальный предприниматель – должен обеспечить контроль за средствами индивидуальной защиты, которые выданы сотрудникам, работающим во вредных или опасных условиях. Причем не только отслеживать выдачу СИЗ, но и их возврат. Говорим о том, какие есть правила учета выдачи СИЗ работникам.

Работникам вредных производств положена защита

Работа, связанная с вредными или опасными условиями труда, подразумевает выдачу сотрудникам СИЗ – средств индивидуальной защиты. Право на получение СИЗ имеют сотрудники, чья работа связана (ст. 221 ТК РФ):

  • с вредными и опасными условиями труда;
  • особыми температурными условиями;
  • загрязнением.

Для данных категорий персонала использование СИЗ – необходимо. При этом обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организации – обязанность нанимателя (организации или индивидуального предпринимателя). Кроме того, важно вести учет выдачи средств индивидуальной защиты. В том числе возможен учет выдачи СИЗ в электронном виде.

Средства индивидуальной защиты – это технические средства и материалы, которые используют:

  • для уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов;
  • полного их предотвращения.

Для целей учета выдачи средств индивидуальной защиты работникам ведут личную карточку выдачи СИЗ:

C:\Users\Вова\Google Диск\Блог кадровика_ноябрь\10 ноября\Учитываем выдачу СИЗ работникам\lichnaya-kartochka-uchet-vydachi-SIZ.png

Также на практике довольно удобен учет выдачи СИЗ в Excel. Электронные таблицы прекрасно подходят для учетной работы.

Подробнее об этом см. «Бланк и образец заполнения личной карточки выдачи СИЗ».

Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т. д.), которые могут вызвать у работника заболевание.

Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью.

Учитываем СИЗ программным методом

Итак, на предприятии должен быть поставлен учет выдачи СИЗ. Программа, используемая для этих целей, может быть любой. Главное, чтобы она была удобной в использовании и помогала без ошибок вести учет выдачи и возврата средств индивидуальной защиты.

К слову, для целей учета СИЗ можно обойтись и вовсе без программных средств. Ведь не секрет, что учет выдачи СИЗ на предприятии можно вести по старинке – на бумаге. Такой образец учета выдачи средств индивидуальной защиты абсолютно законен.

Средства индивидуальной защиты должны быть подобраны и выданы персоналу в соответствии с типовыми нормами для соответствующей отрасли экономики, а также конкретным характером и условиями работы (ст. 221 ТК РФ, п. 12 Межотраслевых правил, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, письмо Минтруда России от 16.03.2016 № 15-2/ООГ-1049).

Также большой популярностью пользуется учет выдачи СИЗ в 1С. Эта программа позволяет выполнить весь спектр учетных работ:

1. Начиная от покупки средств индивидуальной защиты у поставщика и постановки их на учет в составе материалов или основных средств.

2. Заканчивая единовременным или равномерным списанием их стоимости и контролем за СИЗ, выданными сотрудникам.

Между тем вполне возможно вести учет выдачи СИЗ в Access.

C:\Users\Вова\Google Диск\Блог кадровика_ноябрь\10 ноября\Учитываем выдачу СИЗ работникам\uchet-vydachi-SIZ-Aksess.png

Чтобы понять, отнесены те или иные профессии к вредным или опасным, можно использовать следующие нормативно-правовые акты:

  • список, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22;
  • инструкцию, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 273/П-20.

Понятно, что учет выдачи СИЗ с применением программных средств более предпочтителен, чем традиционный бумажный метод. Однако при ведении электронного учета средств индивидуальной защиты важно персонифицировать сотрудника (п. 13 Правил, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н). Так, вместо личной подписи сотрудника в карточке нужно указать номер и дату документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором есть личная подпись работника.

Таким образом, учет выдачи СИЗ в Excel в 2017 году и в дальнейшем можно вести без каких-либо ограничений. Причем если не нравятся электронные таблицы, то учитывать средства индивидуальной защиты можно любым другим устраивающим администрацию способом.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: