Для обеспечения безопасности движения на дороге перерыв между сменами должен быть не менее установленного законодательством норматива. При несоблюдении правил чередования часов нахождения за рулем с перерывами на отдых и приемы пищи возрастает риск возникновения аварийных ситуаций. При выявлении нарушении в распределении трудовых и свободных часов у водительского персонала на предприятие могут быть наложены штрафы.
Междусменные интервалы свободного времени
Каждому работнику право на регулярный отдых предоставлено статьей 37 Конституции РФ. Норма раскрывается в Трудовом кодексе (ст. 21, 107 ТК РФ). Существует несколько вариантов реализации режима отдыха:
- во-первых, ежедневный междусменный отдых;
- обеденные перерывы;
- еженедельные выходные дни;
- праздничные дни (в праздники выход на работу не запрещен при письменном согласии сотрудника, но эти часы подлежат оплате по повышенным расценкам);
- отпуск.
Продолжительность одной смены водителя должна устанавливаться в соответствии с требованиями Приказа Минзравсоцразвития от 13.08.2009 № 588н. Недельная выработка в стандартной ситуации не может превышать 40-часовой порог. Междусменный отдых необходимо распределять в графике водителя так, чтобы была возможность соблюдать ежедневный стандарт рабочего дня (при пятидневной неделе он равен 8 часам).
Для водителей Трудовой кодекс устанавливает специальные правила чередования трудовых часов и периодов отдыха (ст. 329 ТК РФ). Порядок составления графиков для таких сотрудников отличается в зависимости от применяемого способа учета отработанного времени. Перерыв между сменами должен быть организован в соответствии с положениями Приказа Минтранса от 20.08.2004 № 15.
Каждый день водитель должен быть свободен от управления автомобилем и прочей трудовой деятельности на протяжении двойной длительности смены. В это время закладывается и перерыв на прием пищи. Правило не действует, если предоставляется междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени. При применении суммированной методики учета отработки ориентироваться надо на минимальные 12-ти часовые лимиты отдыха.
При осуществлении водителем регулярных рейсов по городу длительность отдыха может быть сокращена на 3 часа (но не более). Водителю по его заявлению в этой ситуации может быть предоставлено 48-ми часовое время отдыха между сменами. ТК РФ предполагает выделение 11 часов подряд для отдыха, если водитель привлекается к работе на междугородних рейсовых перевозках. Сократить эти периоды освобождения от выполнения трудовых функций можно только до уровня 9 часов, но не чаще, чем 3 раза в неделю.
Альтернативный вариант составления трудового режима – деление по ТК РФ междусменного отдыха на 2-3 части на протяжении одних суток. Один из периодов освобождения от работы должен быть не менее 8 часов подряд. Для лиц, которые трудятся по сменному графику, время отдыха можно увеличить до 12 часов.
Ответственность за нарушение режима отдыха
За работодателем закреплены обязательства по обеспечению наемных сотрудников временем отдыха (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Продолжительность междусменного отдыха должна быть не менее оговоренного законодательством уровня. При нарушении этой нормы применяются меры административной ответственности. Размер штрафа составит от 1 000 до 3000 руб. (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ).
Если несоблюдение права на отдых было зафиксировано в отношении водителя автобуса, этот факт может расцениваться контролирующими органами как основание для лишения лицензии. Причина – нарушение условий осуществления лицензированной предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ). Таким образом, работодателю лучше контролировать время отдыха при сменном графике работы.