Расходы на оборудование комнаты отдыха

Компании могут создавать и обустраивать помещения для приема пищи, отдыха в рабочее время и психологической разгрузки своих работников. Учитывать ли эти расходы при расчете налога на прибыль узнаете из материала.

Налогообложение расходов на комнату отдыха

Мнения чиновников по этому вопросу расходятся. Как и нет единого мнения судей при достаточно обширной судебной практике.

Включение затрат в состав расходов для налога на прибыль

Работодатели обязаны обеспечивать санитарно-бытовые условия для персонала в рамках соблюдения трудоохранных требований и организации нормальных условий труда (ст. 22, 163, ч. 1 ст. 223 ТК РФ). К этому относится и оснащение комнат для отдыха работников во время работы, психразгрузки и питания. Основываясь на этом, затраты на оборудование таких помещений в пределах норм положенности можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, при условии, что они подтверждены документами и экономически оправданы.

К таковым расходам можно отнести и телевизор, приобретенный в комнату отдыха персонала. На это указывает постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2006 по делу № А56-51313/2004.

Также к обеспечению нормальных условий относятся и затраты на приобретение бытовой техники, используемой для хранения, разогрева и приготовления пищи, так как это на прямую связано с помещениями для организации самостоятельного питания. Это могут быть холодильники, чайники, СВЧ-печи и т.д. ФАС Западно-Сибирского округа счел такие расходы экономически оправданными и способствующими получению доходов. К этому выводу судьи пришли в постановлении от 02.04.2007 № Ф04-1822/2007(32980-А27-40) по делу № А27-11993/2006-2.

Аналогично обстоит ситуация с вентиляторами, водонагревателями и кондиционерами (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы на них — это поддержание нормальных условий на рабочих местах, а также соблюдение рабочего режима при непрерывном производственном процессе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2005 № А44-2051/2005-9).

Также для рабочих специфических производств, где установлены повышенные требования к санитарно-гигиеническим нормам, производственному процессу, а также отсутствует возможность покидать рабочее место для отдыха в течение смены, или же наоборот шумное производство не позволяет отдохнуть и принять пищу в нормальных комфортных условиях, необходимость оснащения и обустройства комнаты отдыха может быть обусловлена именно этими причинами, а произведенные траты правомерно отнести на расходы для налога на прибыль. Это подтверждается постановлением ФАС Московского округа от 30.12.2005, 27.12.2005 № КА-А40/13021-05-П.

Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 13.12.2010 № КА-А40/15021-10 по делу № А40-35761/10-111-175 выразили мнение, что в состав расходов можно включить затраты на обслуживание помещений для отдыха, в том числе оздоровительного комплекса с санитарно-бытовым оборудованием, при условии, что помещение используется для отдыха работниками в соответствии с нормой, зафиксированной в Правилах внутреннего трудового распорядка, а также персонал не относится к числу профессий, для которых на законодательном уровне установлены особые требования к организации мест отдыха.

Приобретение бутилированной воды и кулеров — это тоже обеспечение нормальных условий трудового процесса. А значит эти расходы также уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Чиновники Минфина России эту позицию поддерживают (письма от 23.03.2020 № 03-03-07/22134, от 17.07.2017 № 03-03-06/1/45286).

В целом п. 1 ст. 252 НК РФ позволяет отнести на расходы при исчислении прибыли любые затраты предприятия, понесенные в процессе доходоориентированной деятельности. Апеллируя необходимостью создания и поддержания нормальных рабочих условий, помните, что в налоговом кодексе не содержится перечня затрат, которые разрешается отнести к таковым.

Начисление амортизации

Главный посыл при позиции против отнесения затрат на расходы для прибыли — начисление амортизации. Речь о том, что при ремонте, обустройстве, оснащении помещений для отдыха увеличивается стоимость основных средств, которые в свою очередь относятся к амортизируемому имуществу, то есть стоимость этих основных средств постепенно переносится на затраты по соответствующим направлениям деятельности. Например, если речь идет о спортинвентаре (постановление ФАС Уральского округа от 05.09.2011 № Ф09-5411/11 по делу № А07-20330/2010).

Оснащение помещений для сна и отдыха при круглосуточном режиме работы вызвано производственной необходимостью. А значит правомерным и экономически обоснованным будет начисление амортизации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 № А74-3299/05-Ф02-1838/06-С1 по делу № А74-3299/05).
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Подводим итоги

  • Расходы на создание, оснащение и оборудование комнаты отдыха — вопрос спорный. Решения судов противоположны.
  • Любые затраты должны быть экономически оправданы и подтверждаться документами. При оснащении комнаты отдыха это могут быть сметы, товарные накладные, договоры и т.д.
  • Списывая на расходы понесенные затраты для оборудования помещений для отдыха и аргументируя свои решения обязанностью работодателя обеспечить нормальные трудовые условия, будьте готовы идти в суд. Причина в том, что в налоговом законодательстве отсутствует определение нормальным условиям, и нет конкретного перечня, того, что может быть к ним отнесено.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: