Охрана труда

Средства индивидуальной защиты: уход

Эксплуатация средств индивидуальной защиты (СИЗ) подразумевает в том числе уход за ними. Спецодежда, специальная обувь, а также другие средства персональной защиты приходят в негодность во время их использования работниками — это неизбежный процесс изнашивания производственного инвентаря. Расскажем о том, кто осуществляет уход за СИЗ.

Кому положены средства индивидуальной защиты

Сотрудникам, работающим во вредных и/или опасных условиях, положены средства индивидуальной защиты. Цель их применения — минимизация потенциального вреда здоровью работника.

Напомним, что вредные условия труда — это производственные факторы (например, шум, вибрация и т. д.), которые могут вызвать у работника заболевание. Опасные условия труда — производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника (Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).

СИЗ — это технические средства и материалы, которые используют для уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов.

СИЗ нужно выдавать сотрудникам, чья работа (ст. 221 ТК РФ):

  • связана с вредными и опасными условиями труда;
  • происходит в особых температурных условиях;
  • связана с загрязнением.

Качество спецсредств должно соответствовать установленным нормам, а уход за СИЗ должен соответствовать требования законодательства.

Обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты возложено на работодателей (ч. 2 ст. 212, ч. 3 ст. 221 ТК РФ). Кроме непосредственной закупки СИЗ, предприятие должно позаботиться об их выдаче, хранении и т. д.

Читайте также:  Арендуете автомобиль? Осторожней с трудоустройством водителя!

Уход за СИЗ — обязанность работодателя

Собственник средств индивидуальной защиты — организация: законодательство обязывает работодателей за счет собственных средств обеспечивать сотрудников СИЗ. Хранение и уход за ними — также обязанность организации (ч. 2 ст. 212, ч. 3 ст. 221 ТК РФ).

Работодатель должен проводить в отношении СИЗ:

  • химчистку;
  • стирку;
  • дегазацию;
  • дезактивацию;
  • дезинфекцию;
  • обезвреживание;
  • обеспыливание;
  • сушку;
  • ремонт;
  • замену.

Уход за средствами индивидуальной защиты в процессе их эксплуатации, как и покупка СИЗ, происходит за счет собственных средств работодателя.

Для ухода за СИЗ необходимо организовать места для стирки, глажки, ремонта, сушки или прачечные с отделениями для химчистки и обработки спецодежды. Если это сделать работодателю проблематично, уход за СИЗ организуют путем привлечения организациии-исполнителя по гражданско-правовому договору (п. 32 Межотраслевых правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н).

Интересно, что возможность привлечения работодателем исполнителя-физлица для проведения работ по уходу за СИЗ не предусмотрена (Письмо Минтруда и соцзащиты РФ от 12.12.2016 № 15-2/ООГ-4369). Отдавать стирать или чистить СИЗ самим работникам также не разрешается.

Отраслевые правила и нормы могут содержать дополнительные требования, касающиеся того, как надо производить уход за СИЗ.

Подводим итоги

  • В обязанности работодателя входит не только бесплатное обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, но и уход за ними за свой счет.
  • Уход за СИЗ осуществляется работодателем самостоятельно либо с привлечением исполнителя-организации с заключением ГПД. Привлекать физлицо-исполнителя не нормативными актами не разрешается.

Читайте также:  Письмо Минтруда РФ от 12.07.2019 № 15-2/В-1828

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: #охрана труда #работник #работодатель #сиз

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Загрузка…
Комментарии