Регулирование социально трудовых отношений: трехсторонняя комиссия

Трудовым кодексом оговаривается возможность создания трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений. Порядку формирования такого органа и его функционированию посвящена глава 5 ТК РФ. Коллегиальные структуры этого типа относятся к органам партнерства в социальной сфере.

Назначение комиссий

Начнем с того, что данные органы создаются с целью (ст. 35 ТК РФ):

  • оптимизации и регулирования взаимоотношений социального характера между участниками трудового процесса;
  • организации и проведения переговоров;
  • подготовки черновых вариантов коллективных соглашений;
  • контроля выполнения положений колдоговоров всеми участниками трудовых взаимоотношений.

Процедура создания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, осуществляется на условиях равноправного участия в процедуре всех заинтересованных сторон. В комиссию могут включаться представители:

  • трудового коллектива;
  • работодателя;
  • властных структур.

Участники от разных сторон наделяются равными полномочиями по обсуждению локальных регламентирующих актов. Различия в правах заключаются в возможности для работодателя самостоятельно принимать окончательное решение по характеру содержания коллективного договора. Представители от наемного персонала вправе только ознакомиться с проектом документа, озвучить свои замечания и рекомендации по внесению правок.

Классификация комиссий

По иерархическому уровню влияния трехсторонние комиссии, специализирующиеся на регулировании отношений социально-трудового типа подразделяются на такие разновидности:

Разновидности комиссии Комментарий
РТК (Российская трехсторонняя комиссия) Действует на федеральном уровне и разрешает вопросы взаимодействия работников и нанимателей в масштабах страны.
Комиссии субъектов РФ Сфера их действия ограничивается принадлежностью к определенному региону, создание комиссионного органа регламентируется законодательными актами субъектов РФ.
Территориальные комиссии Их образование осуществляется по законодательной инициативе местных властей.
Отраслевые комиссионные структуры, межотраслевые образования Действуют на уровне отраслей экономики.
Локальные Создаются внутри компаний.

Органы социального регулирования сферы трудовых взаимоотношений могут создаваться как для постоянной формы работы, так и для временного проведения консультаций по отдельным вопросам. Последний случай характерен для обсуждения чернового проекта колдоговора и других внутренних соглашений.

Если необходимо обеспечить непрерывный мониторинг исполнения закрепленных локальными актами положений, комиссия может продолжать работу на постоянной основе.

Особенности функционирования РТК

Трудовой кодекс отводит комиссиям федерального и регионального уровня роль постоянно функционирующих органов. Деятельность РТК (федеральной комиссионной структуры) регламентируется Законом от 01.05.1999 № 92-ФЗ. Орган состоит их представителей:

  • объединения работодателей;
  • объединения профсоюзных организаций;
  • Правительства России.

Решения считаются принятыми, если в голосовании принимали участие делегированные представители всех сторон. Для фиксации положительного решения необходимо наличие голосов «за» от каждой стороны. Если один из участников обсуждения выразил несогласие с общим мнением, он вправе потребовать включения в итоговый документ этого факта.

Деятельность РТК невозможна без координатора. Он назначается Президентом РФ. Это лицо не может участвовать в голосовании. Координатор отвечает за организационные вопросы, помогает сторонам выработать общую позицию. Он наделен правом подписи планов работы РТК, утверждает регламент и решения комиссии.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Загрузка…
Комментарии