Трудовой кодекс об опоздании на работу

В нормативных актах опоздание не вынесено в отдельную категорию нарушений, поэтому всевозможные споры между сотрудниками и работодателем по поводу увольнения за такое нарушение часто заканчивается в суде. Чем является опоздание на работу по Трудовому кодексу?

Сразу скажем, что четкого определения нет. Указано лишь, что опоздание это – нарушение трудовой дисциплины. Именно поэтому некоторые ситуации на практике могут вызывать споры и приводить к судебным разбирательствам. Ведь не всегда можно сразу определить, произошло ли опоздание по уважительной причине, и какие меры должны последовать за нарушением трудового распорядка.

Что считать опозданием

Итак, в Кодексе опоздание на работу никак отдельно не оговаривается, оно входит в состав дисциплинарных нарушений. Когда сотрудник подписывает договор, он обязуется соблюдать правила, установленные на предприятии. Трудовой договор устанавливает режим отдыха и труда, начало и конец рабочего дня. Соблюдение рабочего графика – это элемент трудовой дисциплины. Соответственно, опоздание, которое делает невозможным своевременное выполнение рабочих обязанностей по установленному графику, считается дисциплинарным нарушением.

При этом опозданием называется отсутствие на рабочем месте до 4 часов. Если по истечении этого времени работник так и не появился, то опоздание переклассифицируется в прогул. Кроме того, в некоторых ситуациях прогул может быть засчитан и при отсутствии менее 4 часов, если сама рабочая смена – короткая. Например, сотрудник работает неполный день.

Так как правила относятся к трудовому распорядку, то работники обязательно должны быть ознакомлены с ними под роспись. Если этого не произошло, и сотрудник до своего опоздания не был официально ознакомлен с правилами, тогда и отсутствие на рабочем месте нельзя считать проступком.

Для тех сотрудников, которые должны во время рабочего дня перемещаться с места на место, (например, водителей или работников ремонтной бригады) должен быть прописан порядок разграничения времени:

  • необходимого для выполнения рабочих задач;
  • проведенного в пути;
  • для личных целей, например, обеденного перерыва.

Уволенные прогульщики достаточно легко выигрывают суды, когда правила трудового распорядка составлены без конкретизации, формально. Либо если они не были по каким-то причинам доведены до сотрудников с официальным подтверждением – подписью. Кроме того, суд примет сторону работника, если у предприятия нет возможности подтвердить сам факт того, что опоздания и прогулы действительно были.

Именно поэтому необходимо фиксировать время появления сотрудников на рабочих местах. Это можно делать, например, с помощью электронно-пропускной системы контроля со специальными личными картами. Такая информация будет достаточным подтверждением неявки сотрудника. По результатам проверки нужно составить акт, в котором указывается, кто из сотрудников и когда опоздал на работу. Упомянутым лицам следует предоставить письменные пояснения по этому поводу.

Уважительные причины

Перечня официально утвержденных уважительных причин опозданий нет. Однако в их число обычно включают следующие факты:

  • болезнь сотрудника, которая не дает ему выполнять в полной мере свои обязанности;
  • тяжелая болезнь или смерть близких родственников;
  • авария, всевозможные нарушение расписания транспорта;
  • сложные погодные условия, которые не позволили вовремя прийти на работу.

Подтверждением могут послужить медицинские справки, отметки на билетах, справка из управления в доме – если произошла какая-то поломка в коммуникациях, справка гидрометеослужбы.

При отсутствии сотрудника на рабочем месте без уважительных причин работодатель может сначала сделать ему выговор, а потом уволить, если подобное повторится. Также возможно увольнение работника в случае однократного прогула.

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: