По общему правилу, налогоплательщик, обнаруживший ошибку в платежке на уплату налога (сбора, страхового взноса), может не платить налог заново, а уточнить его. Но только при соблюдении следующих условий:
- с даты платежа прошло не больше 3 лет;
- уточнение не приведет к возникновению недоимки;
- платеж поступил в бюджет.
Если все условия соблюдены, нужно составить заявление на уточнение (розыск) платежа в произвольной форме, указав:
- вид платежа;
- период, за который он уплачен;
- реквизиты, на которые перечислен платеж;
- просьбу об уточнении платежа на верные реквизиты с их указанием.
К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий уплату платежа.
До 2019 года действовал только такой порядок уточнения платежей: обязанность розыска средств, направленных по ошибочным реквизитам, возлагалась на налогоплательщика.
С 01.01.2019 налоговая может самостоятельно уточнить платеж, если обнаружит ошибку в платежном поручении.
После этого она направит налогоплательщику соответствующее уведомление. Но, если данных для корректного отражения платежа в карточке расчетов с бюджетом (КРСБ) недостаточно, ИФНС провести уточнение не сможет.
В этом случае она направит налогоплательщику уведомление с просьбой об уточнении реквизитов расчетного документа (разд. 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами, утв. Приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@).
Уточнить платеж без заявления налогоплательщика — право ИФНС, и вполне возможно, что делать это она не станет. Поэтому при обнаружении ошибки вам стоит самостоятельно обратиться в налоговый орган за уточнением платежа.