Все о выездной налоговой проверке

Если при камеральной проверке не получается выяснить, нарушается ли законодательство, организуется выездная налоговая проверка. С какой целью она проводится, сколько длится, что проверяют и какие нарушения наиболее распространены? На эти и другие вопросы ответим в материале.

Особенности проверки

В отличие от камеральной проверки, выездная производится по месту нахождения налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но если группа проверяющих не сможет расположиться в помещении налогоплательщика, то проверка может пройти в здании налоговой инспекции. Основание для выездных мероприятий решение о проведении выездной проверки, которое вручается юридическому или физическому лицу и содержит:

  • информацию о плательщике;
  • список проверяемых налогов;
  • период проверки;
  • состав проверяющий группы.

Решение о проведении проверки налогоплательщика (организации или ИП) подписывается руководителем налоговой инспекции.

В ходе проверки инспекторы пытаются установить:

  • правильно ли начислялись налоги и страховые взносы;
  • своевременно ли производились необходимые отчисления в бюджет.

Во время выездной проверки проверяется деятельность компании за период, не превышающий 3 года. Например, если проверка состоится в 2018 году, инспекторы вправе проверять правильность начисления и уплаты налогов за 2015, 2016, 2017 годы.

Процедура обычно длится не больше двух месяцев, но при необходимости инспекторы могут продлить проведение проверки. В соответствии с налоговым законодательством в общем случае разрешается увеличить срок проверки до 46 месяцев. Максимальная продолжительность 1 год 3 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Кого проверят

Вероятность того, что выбор налоговиков падет на организацию, можно определить по нескольким критериям. Проверка может организоваться, если организация:

  • платит мало налогов;
  • заявляет большой вычет по НДС;
  • использует налоговые схемы;
  • имеет показатели меньшие по сравнению со средними по отрасли;
  • получает убытки в течение 2 лет и больше;
  • мало платит сотрудникам;
  • наращивает расходы при незначительном росте доходов.

Порядок проведения

Чтобы инициировать проверку, в первую очередь, составляется письменное решение. Документ подписывается уполномоченным лицом, затем направляется плательщику для ознакомления. Дальнейший порядок проведения выездной налоговой проверки в 2018 году представляет из себя:

Этап проверкиСодержание
Начало проверкиПроведение собеседования с руководителем предприятия, главбухом либо другим лицом, которое несет ответственность за начисление и уплату налогов. Обсуждаются вопросы, связанные с организацией проверки, а также информация о деятельности компании.
Основная частьНа этом этапе проводят инвентаризацию, осмотр, допрос, истребование документов, выемку, экспертизу, получают экспертное заключение. Процедуры осуществляются на основании норм Налогового кодекса РФ (п. 13 ст. 89, ст. 90, 91, 92, 93, 93.1, 94, 90 НК РФ)
Заключительная частьДокументальное оформление итогов выездной проверки. Выдача плательщику справки об окончании мероприятия.

Что проверяют

Инспекторов больше всего интересуют документы, на основании которых уменьшают налоговую базу по разным видам налогов. Поэтому нужно перепроверить:

  • книгу учета доходов и расходов;
  • книги покупок и продаж;
  • счета-фактуры;
  • накладные;
  • платежные документы.

Также проверяющие могут запросить расчетно-платежные ведомости, сведения о численности сотрудников, информацию о зарплате и др.

В первую очередь, инспекторы проверяют:

  • ведется ли учет;
  • предоставляется ли отчетность в налоговые органы;
  • правильно ли выбран режим налогообложения.

Во время выездной налоговой проверки могут проверяться (п. 5 письма ФНС России от 05.07.2013 № АС-4-2/13622):

  • учредительные документы;
  • лицензии;
  • декларации и регистры налогового учета;
  • бухгалтерская отчётность;
  • акты приема-передачи выполненных работ и другие документы, которые подтверждают совершение хозяйственных операций.

Пять распространенных ошибок налогоплательщиков, выявляемых при выездной проверке:

  • нарушен порядок постановки на учет в налоговый орган;
  • несвоевременная подана информации об открытии или закрытии банковского счета;
  • неправильный расчет налоговой базы (завышены расходы, занижена выручка от реализации товаров, работ, услуг);
  • не полностью отражена реализация товаров и услуг, в результате чего занижена база НДС;
  • не соблюдаются правила учета доходов и расходов.