Дистанционные сотрудники относятся к штатному персоналу компании, но при их трудоустройстве необходимо учитывать определенные особенности. Разберемся, нужно ли вносить запись о дистанционной работе в трудовую книжку и если да, то в каком порядке.
Дистанционный работник — кто это?
Зачастую к дистанционщикам относят всех, кто работает не в офисе, а из дома: удаленных сотрудников, надомников, самозанятых. Это неправильно: дистанционные (удаленные) сотрудники, надомники и самозанятые — это три совершенно разные категории работников, труд которых регулируется отдельными правовыми актами:
Категория сотрудников |
Нормативно-правовой акт |
Дистанционные сотрудники | гл. 49.1 ТК РФ |
Надомники | гл. 49 ТК РФ |
Самозанятые (плательщики налога на профдоход) | Закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ |
К дистанционным сотрудникам закон относит тех (ст. 312.1 ТК РФ):
- Кто трудится удалено (вне места нахождения работодателя и стационарного рабочего места).
Взаимодействие дистанционщика с работодателем происходит по Интернету.
- С кем заключен трудовой договор о дистанционной работе.
Условие о характере работы (удаленной) должно быть прописано в трудовом договоре.
Вносится ли запись в трудовую дистанционного работника?
По соглашению сторон запись о дистанционной работе может не вноситься в трудовую книжку. При этом не имеет значения, трудился ли сотрудник до этого еще где-то или эта работа для него первая.
Работа без записи в трудовой возможна, только если сотрудник дал на это свое согласие. Получить его можно несколькими способами:
- попросить дистанционщика написать заявление в свободной форме;
- включить в трудовой договор пункт о том, что запись о трудовую не будет вноситься;
- оформить отдельное соглашение к трудовому договору.
В любом случае согласие работника нужно получить, и лучше, чтобы оно было в письменной форме. Это убережет вас от возможных проблем в дальнейшем.
Если стороны договорились о том, что трудовая книжка не ведется, то основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и стаж работы, будет трудовой договор (ч. 6 ст. 312.2 ТК РФ).
Если же стороны договорились о ведении трудовой книжки, то сотрудник должен направить свою трудовую работодателю заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 7 ст. 312.2 ТК РФ). Если эта работа для сотрудника первая, то работодатель сам оформляет сотруднику трудовую книжку, а расходы на ее покупку он может возместить из зарплаты удаленщика.
С 01.01.2020 начат процесс перехода работодателей на электронные трудовые книжки. Теперь их можно вести двумя способами: обычным — на бумаге и в электронной форме. О необходимости выбора конкретного способа работодатель должен уведомить сотрудника до 30.06.2020. Работник, в свою очередь, должен определиться, как дальше будет вестись его трудовая, и сделать это нужно до конца 2020 года.
Как сделать запись в трудовой о дистанционной работе: образец
Запись в трудовой книжке о приеме на работу дистанционного сотрудника делается стандартно: указание на удаленный характер работы в трудовой прописывать не нужно.
Запись вносится в трудовую в следующем порядке (п. 3.1 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69):
- В графу 3 (Сведения о приеме на работу, переводе…) раздела «Сведения о работе» вносим полное и сокращенное (в скобках) название работодателя.
- В графе 1 (Дата) указываем дату приема дистанционщика на работу.
- Затем опять возвращаемся в графу 3 и делаем запись о приеме сотрудника на работу с указанием структурного подразделения (если принимается в конкретный отдел) и должности (специальности, профессии, квалификации).
- В графу 4 вписываем реквизиты приказа о приеме на работу, на основании которого вносится запись в книжку.
Подводим итоги
- ТК РФ разрешает не вести трудовые книжки по дистанционным сотрудникам с их согласия.
- Документом, подтверждающим трудовую деятельность и стаж работы, если трудовая не ведется, является трудовой договор.
- Запись в трудовую книжку о приеме на работу дистанционного сотрудника делается в общем порядке, без указания на удаленный характер работы.