Для разграничения зон ответственности между уволенным работником и его преемником на должности работодатель инициирует оформление акта приема-передачи дел при увольнении.
Если впоследствии будут выявлены нарушения, датированные до дня подписания акта, новый сотрудник не будет считаться виновным в ошибке – вина возлагается в полном объеме на его предшественника. Несмотря на то, что шаблон акта и порядок его составления не имеет законодательной регламентации, этот документ лучше не игнорировать.
Когда нужен передаточный акт
Начнем с того, что актом фиксируется:
- текущее состояние рабочего процесса;
- процент выполнения определенных задач;
- объем находящихся на хранении ценностей и документов.
Передача дел реализуется от увольняемого работника лицу, принимаемому на высвобождаемую должность. Если специалист на это рабочее место не найден, образец акта приема-передачи дел при увольнении оформляется с участием работника, который назначен временно исполняющим обязанности по высвобождаемой должности.
Перечислим, в чем заключаются преимущества передачи дел по акту:
- рабочий процесс не прекращается;
- новый специалист и его наниматель могут объективно оценить объем ежедневной работы;
- распределение ответственности во времени за период работы прежнего специалиста и время трудоустройства нового работника;
- работники знают, что результаты их работы будут проверены и оценены даже в случае расторжения контракта, поэтому стремятся выполнять свои обязанности качественно.
Если осуществляется расторжение трудового договора с главным бухгалтером, необходимо создать комиссию по проверке бухгалтерской отчетности. Она возглавляется руководителем компании. Обязательно проводится инвентаризация материальных ценностей, чтобы убедиться в достоверности данных бухгалтерского учета.
При увольнении материально ответственных сотрудников необходимо согласовать передачу дел с главным бухгалтером для минимизации риска несвоевременного выявления недостач материальных ценностей.
Как передать дела
Старт процедуре передачи дел и документации дает руководитель предприятия. Для этого директор:
- прописывает в распоряжении цели приема-передачи дел;
- назначает ответственных лиц;
- устанавливает временные рамки для всего комплекса мероприятий.
На начальном этапе создается комиссия, утверждается ее председатель. В состав комиссии могут входить административные служащие, экономист, бухгалтер, техник, инженер и другие специалисты в зависимости от должности увольняемого сотрудника.
В момент проверки должны присутствовать все члены комиссии. При отсутствии даже одного человека акт приема-передачи документов при увольнении (образец см. в конце статьи) будет считаться недействительным. Бланк акта должен включать следующие сведения:
- наименование работодателя;
- название документа с обозначением даты составления бланка;
- номер, присвоенный акту;
- список документов, дополняющих содержание акта;
- идентификация стороны, передающей дела, и работника, принимающего должность и материальные ценности.
Так как форма документа не унифицированная, акт имеет произвольную структуру. Обычно его оформляют на листах формата А4. Документ должен быть удостоверен всеми участниками проверки и приема-передачи дел.
При отказе увольняемого лица включить в опись и передать преемнику часть рабочей документации, работодатель вправе привлечь такого специалиста к материальной ответственности или наложить дисциплинарное взыскание. Вот, алгоритм действий при необходимости начать проверку для приема дел от увольняемого специалиста:
- издание приказа о приеме-передаче дел и проведении проверки;
- инвентаризация документации;
- проверка отчетности на достоверность и объективность (корректность данных может быть оценена сторонними экспертами);
- передача ценностей и документов по описи;
- оформление и подписание акта приема-передачи.
Специально для читателей нашими специалистами подготовлен образец акта приема-передачи дел при увольнении. Главного бухгалтера, кадровик или менеджера можно увольнять, используя этот шаблон, который можно бесплатно скачать на сайте.