Есть ли чрезвычайная ситуация при коронавирусе?

Ситуацию, сложившуюся в России из-за мер, принимаемых для ограничения распространения коронавируса, безусловно, можно считать форс-мажорной. Но следует ли ее расценивать как чрезвычайную? Об этом — в нашем материале.

Законодательство о чрезвычайных ситуациях

В России действует несколько документов, посвященных чрезвычайной ситуации (ЧС). Основной из них — Закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий…», регулирующий вопросы:

  • предупреждения возникновения и развития ЧС;
  • уменьшения потерь, вызванных такими ситуациями;
  • ликвидации последствий ЧС;
  • разграничения полномочий органов власти разных уровней при защите от ЧС.

Чрезвычайные ситуации для России — не редкость. Однако они, как правило, вызываются локальными явлениями (паводками, пожарами, землетрясениями, техногенными катастрофами, вспышками заболеваний среди животных) и не выходят за пределы одного-двух регионов.

Тем не менее, в зависимости от масштаба возникающих последствий явления такого рода могут приобретать характер федеральных. Количественная классификация подобных событий приведена в Постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 № 304:

Уровень ЧС Территория проявления ЧС Количественная характеристика последствий (выбирается одна из 2-х приведенных)
Число пострадавших людей Объем материального ущерба
Локальный Одно предприятие или один объект Не более 10 Не больше 240 тыс. руб.
Муниципальный Одно муниципальное образование (при этом уровень проявления нельзя считать локальным) Не более 50 Не больше 12 млн руб.
Межмуниципальный Два или больше муниципальных образования в пределах одного региона Не более 50 Не больше 12 млн руб.
Региональный Один регион РФ От 50 до 500 От 12 млн руб. до 1,2 млрд руб.
Межрегиональный Два или больше региона РФ От 50 до 500 От 12 млн руб. до 1,2 млрд руб.
Федеральный Свыше 500 Свыше 1,2 млрд руб.

Особенности ситуации, вызванной коронавирусом

Последствия, к которым приводит коронавирус, имеют федеральный масштаб. И не только потому, что соответствуют количественным показателям события такого уровня по числу пострадавших, но и из-за охвата эпидемией территории всей страны.

Особой ситуацию с коронавирусом делает следующее:

  • объем ее проявлений сильно различается между конкретными регионами России;
  • скорость ее ухудшения существенно замедляется за счет законодательно введенных предупредительных мер, ограничивающих контакты между людьми;
  • наибольшая нагрузка ложится на органы здравоохранения, которые имеют возможность перераспределять свои силы между регионами, но в случае резкого роста заболевших перестанут справляться с объемом работы.

С учетом этих особенностей общее положение в стране, вызванное коронавирусом, на сегодняшний день оценивается как сложное, но не катастрофичное. И это позволяет говорить о существовании в ней режима повышенной готовности к ЧС, но не о наличии чрезвычайного положения, требующего введения чрезвычайной ситуации.

Поэтому даже в наиболее пострадавшем от коронавируса регионе — г. Москве, где и для населения, и для работодателей установлено наибольшее количество ограничений, действует режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ), а не режим ЧС.

Функции органов власти при ЧС

Органы власти как при ЧС, так и при режиме повышенной готовности, продолжают выполнять свои функции с учетом дополнительных требований, вызванных конкретной ситуацией. Ниже остановимся на тех из них, которые приобретают значимость при эпидемии коронавируса.

Определяющие решения в отношении возникающих ситуаций чрезвычайного характера в России принимает Президент РФ (ст. 8 Закона № 68-ФЗ). В том числе к его компетенции относится вопрос введения режима ЧС в стране в целом или в отдельном ее регионе.

Правительство РФ (ст. 10 Закона № 68-ФЗ):

  • издает необходимые нормативные акты;
  • разрабатывает правила реализации решений, принятых Президентом РФ, и организует их выполнение;
  • определяет источники финансирования проводимых мероприятий;
  • принимает решения о материальной поддержке граждан.

Федеральные органы исполнительной власти (ст. 13 Закона № 68-ФЗ):

  • определяют перечень обязательных для реализации мер, в т. ч. по защите работников функционирующих предприятий;
  • обеспечивают проведение и финансирование работ, ставших неотложными.

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления (ст. 11 Закона № 68-ФЗ):

  • проводят необходимую подготовку на своей территории;
  • организуют информирование населения;
  • осуществляют финансирование мероприятий;
  • обеспечивают условия для функционирования предприятий, продолжающих работу;
  • проводят неотложные работы;
  • поддерживают общественный порядок;
  • выполняют сбор оперативной информации о развитии ситуации и разрабатывают планы действий.

При этом действия органов местного самоуправления могут зависеть от решений, принимаемых на уровне субъекта РФ.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Правила для предприятий и населения при ЧС

Предприятия при ЧС и режиме повышенной готовности обязаны обеспечить (ст. 14 Закона № 68-ФЗ):

  • защиту своих работников;
  • устойчивое функционирование, если они продолжают свою работу;
  • готовность к возникновению необходимости в проведении неотложных работ.

Для граждан РФ ст. 18 Закона № 68-ФЗ оговаривает как права, так и обязанности. Среди первых присутствуют права на:

  • защиту жизни, здоровья и имущества;
  • информирование о рисках и средствах индивидуальной защиты;
  • участие в мероприятиях, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС;
  • возмещение возникшего при ЧС ущерба для здоровья и имущества;
  • медицинское обслуживание и компенсации, связанные с пребыванием в зоне ЧС и выполнением своих обязанностей в ней (в т. ч. за ущерб, причиненный здоровью, и потерю кормильца);
  • бесплатную юридическую помощь.

В обязанности граждан входят:

  • соблюдение правил, предупреждающих возникновение ЧС;
  • владение коллективными и индивидуальными способами защиты, приемами оказания первой помощи пострадавшим;
  • соблюдение правил, установленных для режимов повышенной готовности и ЧС;
  • содействие в проведении неотложных работ.
Из-за того, что в России при коронавирусе действует режим повышенной готовности, а не ЧС, права граждан в полном объеме доступны не для каждого члена общества. Полностью ими могут воспользоваться только медицинские работники, подвергающие непосредственной опасности свою жизнь и здоровье.

Подводим итоги

  • Ситуация с коронавирусом во многих аспектах подчинена положениям Закона № 68-ФЗ, посвященного вопросам защиты населения и территорий от ЧС, и по своему масштабу соответствует событию федерального уровня.
  • Наличие возможности сдерживать распространение инфекции позволило ввести в России не ЧС, а режим повышенной готовности к ней. Соблюдение установленных для этого режима правил (с учетом его особенностей для конкретной «коронавирусной» ситуации) требуется как от органов власти всех уровней, так и от предприятий и граждан.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: