Инвентаризация имущества в 2021 году: порядок проведения

После создания комиссии и издания приказа о проведении инвентаризации, начинаются проверочные мероприятия. Рассмотрим подробнее, какие действия включает в себя основной этап инвентаризации.

Годовая инвентаризация имущества в 2021 году

Фактическое наличие имущества проверяется путем его подсчета, взвешивания и обмера, обязательно в присутствии материально-ответственных лиц.

Товары и материалы, хранящиеся в упаковке, проверяются по документам и часть их них вскрывается. Все упаковки вскрывать для проверки не нужно.

Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств организации подробно описываются в разделе 3 Методических указаний по инвентаризации имущества…» (утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).

Отразим в таблице особенности инвентаризации некоторого имущества.

Проверяемое имущество (обязательства)

Особенности проверки

Основные средства

  • Комиссия проводит осмотр объектов, проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности на них.
  • Оценка выявленных неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, а износ определяется по техническому состоянию объектов.
  • Основные средства, находящиеся вне места нахождения организации, инвентаризуются до момента временного их выбытия.
  • Проверяются как собственными основные средства, так и находящиеся на ответственном хранении и арендованные

Нематериальные активы (НМА)

Проверяется:

  • Наличие документов, подтверждающих право на использование НМА.
  • Правильность и своевременность отражения НМА в балансе

Финансовые активы

  • Проверяются фактические затраты в ЦБ, на займы другим организациям.
  • Устанавливается правильность оформления ЦБ и их сохранность.
  • Определяется реальность стоимости ЦБ, учтенных на балансе.
  • Устанавливается правильность и своевременность отражения доходов по ЦБ в бухучете

ТМЦ

  • Инвентаризация ТМЦ проводится в порядке их расположения в помещении. Если они хранятся в разных помещениях, то после проверки одной комнаты, она опечатывается, и комиссия переходит в другую.
  • Проверка ТМЦ проводится в присутствии завскладом путем пересчета, перевешивания или перемеривания.
  • Если в период проверки поступают новые ТМЦ они принимаются в присутствии комиссии и приходуются по реестру после инвентаризации.
  • В исключительных случаях (если проверка длиться долго) и только с разрешения главбуха или руководителя ТМЦ могут отпускаться материально-ответственным лицам в присутствии комиссии

Незавершенное производство и расходы будущих периодов

  • Определяется фактическое наличие деталей, узлов, агрегатов и не законченных изделий, находящихся в производстве.
  • Выявляется остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
  • Проверка деталей, узлов, агрегатов осуществляется путем подсчета, взвешивания, перемеривания

Денежные средства, денежные документы и БСО

  • Проверка кассы проводится в соответствии с Указанием Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У.
  • К учету принимаются наличные деньги, ЦБ и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
  • Проверка средств, находящихся на банковских счетах, производится путем сверки остатков сумм, на этих счетах с данным бухгалтерии

Составление инвентаризационных описей

Полученные в ходе инвентаризации сведения об имуществе и обязательствах организации вносятся в инвентаризационные описи (или акты).

Типовые формы описей и актов приведены в приложениях 6-18 Методических указаний и различаются в зависимости от вида проверяемого имущества (обязательств).

Инвентаризационные описи составляются с учетом следующих особенностей:

  • количество экземпляров описи — не менее 2;
  • допускается заполнение на компьютере и от руки;
  • при заполнении от руки используются чернила или шариковая ручка;
  • заполнить их необходимо четко и ясно, без помарок и подчисток;
  • ошибки зачеркиваются и над ними пишется верный вариант;
  • оставлять незаполненные строки — нельзя;
  • строки на последних страницах отчеркиваются;
  • на каждой странице указываются прописью порядковые номера материальных ценностей и их количество;
  • на последней странице ставится отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
  • на имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Составленная инвентаризационная опись подписывается членами комиссии и передается в бухгалтерию.

Сравнение инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета

Завершающий этап инвентаризации — определение ее результатов. По результатам инвентаризации могут быть выявлены:

  • Излишки.

Излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и иного имущества приходуются и учитываются в составе доходов организации по рыночной стоимости.

  • Недостача.

Недостача в пределах установленных норм списывается на издержки производства. Порча и недостача сверх установленных норм взыскивается с материально-ответственных лиц.

  • Пересортица.

Зачет пересортицы допускается в виде исключения, если недостача (излишки) выявлены:

  • за один и тот же проверяемый период;
  • у одного и того же проверяемого лица;
  • по ТМЦ одного и того же наименования и в равных количествах.

Если по результатам инвентаризации выявлена недостача, излишки или пересортица — составляются сличительные ведомости. В них отражаются расхождения между данными инвентаризационных описей и бухгалтерского учета.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухучете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут составляться от руки или с помощью компьютера.

Типовые формы сличительных ведомостей по результатам инвентаризации ТМЦ (ИНВ-19) и основных средств (ИНВ-18) утверждены Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88.

Узнать о других этапах инвентаризации вы можете в статьях:

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Отвечаем на основные вопросы

Какой этап инвентаризации является самым важным?
Основной этап инвентаризации — проверка фактического наличия имущества (обязательств) организации, оценка его состояния и сравнение полученных данных с данными бухучета.
В каком случае требуется составление сличительных ведомостей?
Если полученные в ходе проверки сведения расходятся с данными бухучета — составляются сличительные ведомости.
Что помогает обнаружить инвентаризация?
По результатам инвентаризации могут быть выявлены излишки, недостача или пересортица.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: