Как проверить электронную подпись

Источник: Главная Книга

Электронный документооборот сейчас очень распространен. Если ваша организация взаимодействует с отправителем документа через оператора электронного документооборота, то сработает встроенная функция проверки ЭП. То есть подлинность электронной подписи будет проверена автоматом.

А вот если документ, подписанный ЭП, пришел не через информационную систему ЭДО, то может возникнуть необходимость самостоятельно проверить подпись.

Что такое электронная подпись

Электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (ст. 2 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Усиленная ЭП может быть:

  • отсоединенной, когда сама ЭП формируется в отдельном от подписываемого документа файле с расширением sig. Тогда нужно проверять и сам документ, и файл с электронной подписью;
  • присоединенной, когда формируется один файл, содержащий и подписываемый документ, и подпись. Тогда проверяется этот единый файл.

Напомним, что квалифицированная электронная подпись признается действительной при одновременном соблюдении условий (ст. 11 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ):

  • квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;
  • квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;
  • имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ;
  • подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания.

Когда документ будет считаться подписанным надлежащим образом

  • исходя из вышесказанного, необходимо проверить:
  • не истек ли на дату оформления документа срок действия сертификата;
  • точно ли подпись поставлена непосредственно владельцем сертификата и можно ли определить его личность;
  • не вносились ли изменения в документ после того, как он был подписан ЭП. Если после подписания документа электронной подписью отправитель скорректировал содержание документа, то подпись становится недействительной;
  • корректно ли установлен сертификат.
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Как проверить ЭП

Существуют специальные плагины для Word, Excel, PDF от КриптоПро, а также специальные онлайн-сервисы. Они, как правило, платные (кроме плагина для продуктов Adobe).

Бесплатную проверку электронной подписи можно сделать через портал Госуслуг.

Бесплатная проверка ЭП через Госуслуги

Для проверки усиленной квалифицированной подписи нужно воспользоваться старой версией портала. Там можно проверить:

  • сертификат;
  • электронный документ с присоединенной ЭП в формате PKCS#7;
  • электронный документ с отсоединенной ЭП в формате PKCS#7.

Загрузите файл, который нужно проверить. А если подпись отсоединенная (ЭП содержится в отдельном файле), то загрузите еще и файл с подписью.

Вам будет показан результат проверки ЭП (ч. 3 ст. 12 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ):

  • статус сертификата подписи;
  • информация о владельце подписи;
  • информация об удостоверяющем центре, выдавшем подпись;
  • срок действия подписи.

Но имейте в виду, услуга ЭП на портале Госуслуги носит информационный характер. То есть полученная информация не может быть использована в качестве доказательства в суде.

Отметим, что москвичи также могут воспользоваться сервисом по проверке ЭП на сайте mos.​ru. Там сервис предназначен для проверки ЭП электронных документов в форматах CMS, CAdES-BES.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: