Ответственный за пожарную безопасность в организации

Компании разных форм собственности и направлений деятельности обязаны вводить в штат особую должность – ответственный за пожарную безопасность. Предполагается, что лицо, выполняющее этот функционал, будет обеспечивать защиту от возгораний, следить за состоянием спасательного инвентаря, инструктировать персонал, а при возникновении чрезвычайной ситуации – спасать имущество фирмы и коллег. Позиция носит не номинальный, а практический характер, поэтому к выбору сотрудника следует отнестись внимательно и осмотрительно. Также см. «Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасность».

Каковы обязанности ответственного за ПБ

Выделение специальной позиции «Ответственный за пожарную безопасность в организации» соответствует положениям ФЗ-69. В нем говорится, что организации обязаны:

  • составлять и развешивать в местах скопления граждан планы эвакуации;
  • приобретать спасательные средства (огнетушители, противогазы и т.д.);
  • проводить инструктаж персонала;
  • подавать в уполномоченные органы декларацию по ПБ;
  • выполнять иные обязанности, оговоренные 69-ФЗ.

Назначенное на предприятии лицо, ответственное за пожарную безопасность, призвано исполнять перечисленные функции. Ему необходимо:

  • проводить инструктаж коллег;
  • вести журнал инструктажей персонала;
  • организовывать закупку спасательных средств;
  • следить за их сохранностью, работоспособностью, при необходимости организовывать ремонт;
  • следить за исполнением требований ПБ другими подразделениями;
  • докладывать руководству о выявленных нарушениях, принимать меры по их устранению в рамках своей компетенции.

От того, насколько грамотно действует ответственный за пожарную безопасность в кабинете, зависит количество имущественных и человеческих жертв в случае возгорания. Чтобы минимизировать возможные потери, следует назначать на должность лицо, обладающее нужными знаниями, квалификацией, соответствующими личностными качествами.

Как распределяется ответственность на арендованных площадях

На практике у коммерческих структур часто возникает вопрос: кто ответственный за пожарную безопасность: арендатор или арендодатель. Исходя из положений 69-ФЗ, обязанности по обеспечению ПБ несут:

  • собственники помещений;
  • муниципальные власти;
  • лица, которые фактически владеют и распоряжаются недвижимостью (т.е. арендаторы и субарендаторы).

Проблема распределения ответственности не урегулирована нормами действующего права. Судебная практика демонстрирует, что наказание за несоблюдение требований ПБ может понести и арендатор, и арендодатель.

Компания, снимающая помещение, обязана назначить лицо, отвечающее требованиям к ответственному за пожарную безопасность в организации. Чтобы избежать возникновения проблем с контролирующими структурами, ей следует внести пункт о соблюдении положений относительно ПБ в договор аренды. Такое право коммерческой структуре дают положения ст. 421 ГК РФ.

Кого можно выбрать ответственным за ПБ?

Действующее законодательство оставляет фирме свободу в выборе ответственного за пожарную безопасность в арендуемом помещении. Компания сама отвечает на вопросы:

  • кого назначить на эту позицию;
  • сколько лиц будут выполнять функционал: один работник или несколько;
  • нанять отдельного сотрудника или предложить имеющемуся специалисту совмещение должностей.

Практика показывает, что вариант совмещения подходит для небольших компаний. В крупных организациях один ответственный за пожарную безопасность на предприятии не справится с большим объемом задач. Для этих функций целесообразно нанять 2-3 человека, представителей разных департаментов.

Действующее законодательство в сфере ПБ не устанавливает каких-либо требований относительно пола, возраста уполномоченного работника, профессии, стажа работы в организации. Компания вправе выбирать самостоятельно, кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность. Нужно учитывать профессионализм сотрудника и личностные качества.

Единственное условие, установленное приказом МЧС №645, – прохождение обучения в специализированном центре. На курсах специалистам разъясняют, как минимизировать вероятность возгорания, как действовать в чрезвычайной ситуации. По результатам гражданин сдает экзамен. Если он пройден успешно, компания вправе назначать его ответственным.

Важно! Знания, полученные на курсах, МЧС, необходимо обновлять не реже одного раза в трехлетний период.

Как оформить назначение сотрудника на новую должность

Чтобы оформить назначение ответственного за пожарную безопасность в организации, компания издает приказ в свободной форме, где указывается следующая информация:

  • № и дата документа;
  • название организации;
  • ФИО назначенного сотрудника;
  • дата, с которой он приступит к исполнению нового функционала;
  • перечень новых обязанностей специалиста;
  • ФИО лица, ответственного за исполнения приказа (сам руководитель или другой сотрудник фирмы).

В приказе «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность» можно перечислить все обязанности, которые возлагаются на сотрудника. Чтобы сделать распорядительный документ более компактным, фирма вправе составить отдельное положение со списком функций гражданина, подписанное им и руководством, а затем дать ссылку на его номер и дату в приказе.

Когда распоряжение о назначении ответственного за пожарную безопасность издано, стороны должны оформить новые отношения одним из двух документов: дополнительным соглашением к контракту (если специалист совмещает должности) или новым трудовым договором (если для исполнения функционала предусмотрена отдельная позиция в «штатке»). Сотрудник и фирма закрепляют достигнутые договоренности относительно графика, суммы оплаты, перечня обязанностей.

Источник: “Гуру бухгалтерии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Загрузка…
Комментарии