Обязанность ведения бухгалтерского учета установлена для всех организаций и некоторых ИП. Зачастую бывает так, что на бумаге учет ведется правильно, но данные его не отражают реального положения дел. Сравнить данные бухучета с фактическим наличием имущества и его состоянием поможет инвентаризация.
Что такое инвентаризация?
Инвентаризация — проверка фактического наличия имущества и сравнение полученного результата с данными бухучета. Инвентаризация позволяет выявить недостачи и излишки имущества, оценить его состояние, проверить правильность ведения учета.
Все организации обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
ИП проводить обязательную инвентаризацию не обязаны, но могут это делать по своему усмотрению.
Периодичность и сроки инвентаризации вы вправе установить самостоятельно, кроме тех случаев, когда ее проведения требует закон.
Когда проведение инвентаризации обязательно?
Обязанность проведения внеплановой инвентаризации установлена:
- п. 3 ст. 11 Федерального закона № 402-ФЗ;
- п. 27 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н;
- п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
Эти правовые акты требуют обязательного проведения инвентаризации:
- при выкупе, продаже или передаче имущества в аренду;
- при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при хищении или порче имущества;
- в случае пожара, аварии, потопа или другой чрезвычайной ситуации.
Также внеплановая инвентаризация проводится при коллективной матответственности, если меняется руководитель (бригадир), из коллектива выходит больше половины его членов или ее проведения требует один или несколько членов коллектива.
Инвентаризацию основных средств нужно проводить один раз в 3 года, а библиотечных фондов — раз в 5 лет (абз. 2 п. 27 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).
Какие виды инвентаризации существуют
Инвентаризация бывает:
- Обязательная и добровольная.
Обязательная инвентаризация проводится в установленных законом случаях, добровольная — по решению работодателя.
- Плановая и внеплановая.
Плановая инвентаризация осуществляется по установленному в организации графику, внеплановая — внезапно (как правило, для контроля за материально-ответственными лицами).
- Сплошная и выборочная.
Сплошная инвентаризация затрагивает весь бухучет, а выборочная — отдельную часть (вид) имущества.
- Натуральная и документальная.
Натуральная инвентаризация проводится путем измерения, взвешивания и подсчета имущества, ценных бумаг, денежных средств. При документальной проверке осуществляется анализ документов.
Что проверяется при инвентаризации?
Сплошная инвентаризация затрагивает все имущество, активы и обязательства организации, в том числе:
- основные средства;
- ТМЦ;
- наличные денежные средства, ценные бумаги и финансовые вложения;
- денежные документы и БСО;
- расчеты с поставщиками, покупателями, кредиторами, контролирующими органами и внебюджетными фондами.
При инвентаризации проверяется имущество, принадлежащее организации и, в некоторых случаях, то имущество, прав на которое у компании нет (арендованное, переданное на ответственное хранение и т. д.).
Процедура проведения инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации подробно прописан в п. 2-6 Методических указаний по инвентаризации имущества, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
Всего можно выделить 3 основных этапа инвентаризации:
- Подготовительный.
На этом этапе происходит формирование инвентаризационной комиссии и издание приказа о проведении проверки. Комиссия собирает последние приходно-расходные ордера и отчеты о движении материальных ценностей (денежных средств).
Материально-ответственные лица дают ей расписки о том, что все ценности, находившиеся в их ответственности оприходованы, те, что выбыли — списаны, а все приходно-расходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии.
- Основной.
На этом этапе проводятся основные проверочные мероприятия и составляются инвентаризационные описи и акты. Завершается основной этап сравнением полученных данных с данными бухучета.
При выявлении расхождений составляются сличительные ведомости. В результате инвентаризации может быть выявлена недостача, излишек или пересортица.
- Завершающий.
На завершающем этапе происходит оформление результатов инвентаризации. После составления описей и сличительных ведомостей комиссия проводит заседание, на котором обсуждаются итоги инвентаризации.
По результатам заседания составляется протокол, после чего данные проверки заносятся в ведомость результатов, выявленных инвентаризацией. Два этих документа передаются руководителю и на их основании им выносится приказ об итогах инвентаризации.
Подробнее о каждом этапе вы сможете узнать в статьях:
- Подготовка к инвентаризации: пошаговая инструкция
- Инвентаризация имущества: порядок проведения
- Оформление результатов инвентаризации