Закон на пользу работнику

Установление инвалидности в 2019 году

Государственные меры поддержки инвалидов направлены на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, обеспечение условий для преодоления ограничений. Для получения социальных гарантий инвалидность человека должна устанавливаться определенным образом. Расскажем, как это делается.

Порядок установления инвалидности

Инвалидность подтверждается медико-социальной экспертизой (МСЭ), проводимой бюро МСЭ (ст. 7 и ст. 8 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, п. 1 и п. 2 Правил признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства от 20.02.2006 № 95).

Независимо от физиологических особенностей (проблемы со слухом, зрением и т. п.) соблюдается следующий алгоритм.

Этап 1. Получение направления на МСЭ или справки об отказе в направлении

Направление на МСЭ выдает с письменного согласия гражданина или его законного представителя (п. 15-17 Правил № 95):

  • Медицинское учреждение — после проведения диагностики и лечения при подтверждении нарушения функций организма. При нахождении в стационаре гражданина, нуждающегося в протезировании, документ предоставляется в течение 3-х рабочих дней с момента ампутации.
  • ПФР или орган соцзащиты населения — при наличии медицинских документов, фиксирующих факт нарушения функций организма после заболеваний или травм.

Организация, выдавшая направление, передает его в бюро МСЭ на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 19(1)-19(3) Правил № 95).

Если в направлении отказано, выдается справка, на основании которой гражданин вправе обратиться в бюро сам (п. 19 Правил № 95).

Этап 2. Подготовка документов для проведения МСЭ

Приказом Минтруда от 29.01.2014 № 59н утвержден административный регламент по проведению МСЭ. В соответствии с п. 28, 31, 34, 37 Регламента, а также п. 24 Правил № 95 для экспертизы требуются следующие документы:

  • письменное согласие гражданина или его представителя на проведение МСЭ;
  • удостоверение личности либо документ, подтверждающий полномочия представителя;
  • направление на МСЭ или справка об отказе;
  • заявление на проведение экспертизы, если в направлении отказано, и гражданин обращается напрямую в бюро;
  • медицинские документы, устанавливающие причины инвалидности;
  • если речь идет о последствиях профзаболевания или несчастного случая на производстве, нужны бумаги, определяющие степень утраты трудоспособности: акты, заключения, решения суда;
  • заключение врачебной комиссии медучреждения, если нет возможности явиться в бюро лично, а экспертизу необходимо провести на дому.
Читайте также:  Минтруд не против досрочной зарплаты

При отсутствии документов, подтверждающих причины инвалидности, гражданину оказывается содействие в их получении (п. 14 Правил № 95).

Этап 3. Самостоятельное обращение в бюро МСЭ

При отказе в выдаче направления на МСЭ гражданин самостоятельно либо через представителя обращается в бюро с пакетом документов. Возможно использование Портала госуслуг (п. 3, 72 Регламента).

После рассмотрения обращения специалисты бюро МСЭ направляют заявителю приглашение на прохождение экспертизы с указанием даты, времени и места одним из способов (п. 24 Правил № 95, п. 85, 87, 88 Регламента):

  • на бумажном носителе;
  • в форме электронного документа (Портал госуслуг);
  • по телефону.

Этап 4. Прохождение МСЭ и получение решения

Согласно п. 23 Правил № 95, п. 90 Регламента экспертиза проводится:

  • в бюро МСЭ по месту регистрации (пребывания);
  • на дому (при наличии заключения медкомиссии о соответствующем состоянии здоровья);
  • в медицинском учреждении;
  • в органе социального обслуживания;
  • в исправительном учреждении;
  • заочно — по решению бюро (при отсутствии транспортного сообщения и проживании гражданина в труднодоступной местности; при общем тяжелом состоянии, препятствующем перемещению лица).

П. 45 Регламента устанавливает, что проведение экспертизы — процедура бесплатная.

Для признания гражданина инвалидом должны соблюдаться условия п. 5, 6 Правил № 95:

Решение о признании инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов экспертов. При необходимости даются разъяснения по содержанию решения (п. 28 Правил № 95; п. 105, 107 Регламента).

Право голоса имеет и тот специалист, которого пригласил гражданин, проходящий МСЭ (п. 27(1) Правил № 95).

Решение и необходимые разъяснения направляются (п. 108-110 Регламента):

  • в форме электронного документа через Портал госуслуг;
  • на бумажном носителе по почте в течение трех рабочих дней с момента принятия решения.
Читайте также:  Пример заполнения декларации 3-НДФЛ при продаже автомобиля в программе ФНС в 2019 году

Этап 5. Получение справки об инвалидности

В соответствии с принятым по результатам МСЭ решением гражданину выдается справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации (п. 119, 122 Регламента).

Если в признании инвалидности отказано, человек вправе получить справку о результатах экспертизы (п. 120 Регламента).

О том, что должен знать работодатель, имеющий в штате сотрудника-инвалида, читайте здесь.

Нововведения в процедуре установления инвалидности

Минтруд совместно с Минздравом издали Приказ от 31.01.2019 № 52н/35н, которым утвердили перечень обследований, необходимых для направления граждан на экспертизу.

Такая мера:

  • уменьшает вероятность ошибок и неточностей при предварительном обследовании;
  • гарантирует невозможность проведения повторных обследований;
  • уберегает граждан от повторных обращений в одни и те же учреждения.

Кроме того, в 2019 году уточнен перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается бессрочно при первом обращении (Приложение к Правилам № 95).

Проводится работа над идеей дистанционного освидетельствования — установления инвалидности заочно с применением информационных технологий. Но всем желающим представится возможность очного взаимодействия.

Минтруд решает вопросы соответствия технических средств реабилитации (ТСР) проблемам инвалидов. Механизм госзакупок препятствует требуемой точности в указании технических характеристик ТСР. Поэтому планируется учесть пожелания людей с ограниченными возможностями не только в отношении изделий, но и их поставщиков.

Проблемы реабилитации инвалидов

Положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ о реабилитации требуют более четкого изложения, так как остаются невыясненными моменты:

  • организация комплексной реабилитации инвалидов, ее составные части и границы;
  • стандарт мероприятия, его этапы;
  • кто проводит реабилитацию, отвечает за ее качество, контролирует и оценивает эффективность.
Читайте также:  Разовая премия: образец приказа

В 2019 подготовлен проект стандарта по основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Документ неоднократно обсуждался с экспертами. Предусмотрен комплекс реабилитационных процедур, необходимых человеку с ограниченными возможностями.

Законопроект о реабилитации

Принятие проекта планируется в 2020 году, а в 2021-м завершится разработка нормативно-правовых актов, которые составят основу реабилитационной системы инвалидов в России.

Подводим итоги

  • Инвалидность устанавливается по результатам медико-социальной экспертизы, проводимой бюро МСЭ.
  • Подтверждает факт инвалидности справка, одновременно с которой предоставляется индивидуальная программа реабилитации.
  • В 2019 году проводятся упрощение процедуры установления инвалидности и конкретизация стандарта по основным направлениям реабилитации (абилитации).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: #2019 #2020 #инвалиды

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Загрузка…
Комментарии