Оформление загранпаспорта осуществляется по заявлению, в котором один из разделов отводится данным о трудовой деятельности. Нужно ли вносимые в этот раздел сведения подтверждать заверенной копией трудовой книжки? Об этом — в нашем материале.
Требования к документам для загранпаспорта
Правила процедуры по оформлению и выдаче загранпаспорта содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 16.11.2017 № 864. В этом регламенте перечню документов, предоставляемых трудоспособным гражданином с оформленным в 2-х экземплярах заявлением на выдачу загранпаспорта, отведены п. 37.1.2-37.1.9. Перечень назван исчерпывающим и не содержит отсылки к выписке из трудовой книжке или к ее копии.
Между тем, в бланке заявления (Приложение № 1 к Административному регламенту) предусмотрен раздел для внесения в него данных о трудовой деятельности, учебе и военной службе за последние 10 лет. И располагается он в непосредственной близости от предупреждения о наличии установленной законодательством ответственности за отражение в этом документе ложных сведений. Т. е. информация о трудовой деятельности, показанная заявителем, также будет проверяться.
Однако такую проверку орган МВД, оказывающий услугу по оформлению загранпаспорта, осуществит самостоятельно путем направления межведомственных запросов (п. 125 Административного регламента).
Почему копия трудовой книжки может оказаться нужной
Требование о достоверности вносимой в заявление на выдачу загранпаспорта информации обязывает заявителя правильно указать следующие сведения относительно мест своей работы (учебы, венной службы) за последние 10 лет:
- месяц и год начала/завершения;
- названия должности и места работы (учебы, службы);
- адрес места работы (учебы, службы).
Точную информацию по первым двум пунктам этого списка можно получить лишь из документа, отражающего сведения о трудовой деятельности. Поэтому его лучше иметь перед глазами во время заполнения заявления.
Правила выдачи данных о трудовой деятельности
Для отражения сведений о трудовой деятельности предназначена трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ), которая с 2020 года приобрела также электронную форму (ст. 66.1 ТК РФ, Закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений…»). До конца 2020 года каждому работнику предстоит определиться с тем, в каком варианте он предпочитает вести далее учет данных о своей работе, — только в электронном или также и на бумажном (п. 2 ст. 2 Закона № 439-ФЗ).
От выбранного варианта ведения учета сведений о трудовой деятельности будет зависеть вид документа, отражающего эти сведения:
- Учет ведется только электронно. В этом случае бумажная трудовая книжка (с записью в ней о сделанном им в пользу электронного варианта выборе) будет находиться у работника на руках, и он может воспользоваться непосредственно ей как источником данных о местах работы. А сведения о более поздних местах работы сможет получить как у своего текущего работодателя (за период работы у него), так и без обращения к нему — через портал Госуслуг, в ПФР или МФЦ (ст. 66.1 ТК РФ). Созданный по электронным данным документ будет сформирован на бланке установленной формы — СТД-Р (если его составляет работодатель) или СТД-ПФР (если он составлен по данным, имеющимся в ПФР).
- Учет ведется также и на бумажном носителе. В этом случае трудовая книжка будет храниться у текущего работодателя (несмотря на то, что на такого работника тоже будут подаваться сведения в электронно формируемую базу), и с нее потребуется запросить копию.
На основании такого заявления работодатель в течение 3 рабочих дней (ст. 62 ТК РФ) обязан выдать запрошенный документ. Предоставляется он безвозмездно, но обязательно заверяется (ст. 62 ТК РФ). Поэтому копия трудовой книжки тоже окажется заверенной, хотя у работника, не намеревающегося ее куда-либо представлять, не имеется необходимости в заверении этого документа.
Со временем (по мере отказа от использования бумажных трудовых книжек) необходимость в получении копии книжки исчезнет полностью.
Подводим итоги
- В комплекте документов, предоставляемых с заявлением на оформление загранпаспорта, не упоминается копия трудовой книжки или иной документ, подтверждающий информацию о местах работы заявителя. Но сведения о таких местах в заявлении должны отражаться. Причем за период, охватывающий 10 лет, и с предупреждением о недопустимости указания ложных сведений. Достоверность внесенных данных орган МВД, осуществляющий оформление загранпаспорта, может проверить через межведомственные запросы.
- Обеспечить правильность внесения информации о местах работы может наличие перед глазами документа, содержащего эти сведения. Традиционно таким документом служила копия бумажной трудовой книжки, но с 2020 года сведения о трудовой деятельности начали накапливаться в электронном виде, а данные, формируемые на основе электронных сведений, оформляться на бланке определенной формы.
- У работника появилось право выбора способа ведения учета сведений о его трудовой деятельности. Работники, выбравшие электронный способ такого учета, получают трудовую книжку на руки, а сведения о дальнейшей деятельности — на бланке, вид которого зависит от того, кто выдает документ (СТД-Р, если его составляет работодатель, или СТД-ПФР, если он составлен по данным, имеющимся в ПФР). Работодатель вправе сформировать документ лишь за период работы у него. За больший промежуток времени сведения могут быть получены через портал Госуслуг, в ПФР или МФЦ.
- Работнику, выбравшему продолжение ведения трудовой книжки на бумаге, придется запросить у работодателя копию трудовой книжки. Выдается такая копия (как и любой иной документ, касающийся трудовой деятельности) в течение 3 рабочих дней и всегда заверяется.