Отдельные категории работников

Новые требования к режиму труда и отдыха водителей

Бухгалтер-эксперт с 10-летним стажем

Минтранс утвердил новые правила, регулирующие труд водителей автомобилей в 2021-2026 годах. В этой статье расскажем о том, что изменилось с 01.01.2021.

Чем регулируются требования к режиму труда и отдыха водителей

Ч. 2 ст. 329 ТК РФ наделяет Минтранс правом устанавливать особенности труда и отдыха работников, связанных с управлением транспортными средствами. До конца 2020 года действовал Приказ ведомства от 20.08.2004 № 15, а с 2021 года в силу вступил новый — от 16.10.2020 № 424.

Расскажем подробнее, какие условия работы водителей изменятся.

Новое время труда водителей

С 01.01.2021 меняется допустимое время управления автомобилем:

Условия

Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Допустимое время вождения в сутки
  • 9 часов;
  • 2 раза в неделю разрешается увеличить время вождения до 10 часов;
  • дополнительные 2 часа можно использовать для завершения перевозки или чтобы доехать до стоянки
  • 9 часов;
  • при суммированном учете рабочего времени разрешается увеличение до 10 часов 2 раза в неделю
Кому можно увеличить ежедневную работу (смену) до 12 час.
  • водителям междугородней перевозки при необходимости добраться до места отдыха;
  • водителям организаций здравоохранения, коммунальных и аварийных служб, связи и др.
  • Водителям регулярных городских и пригородных маршрутов;
  • водителям в составе вахтовых бригад
Водителям регулярных автобусных городских и пригородных рейсов

Об изменениях в путевых листах с 2021 года читайте здесь.

Как разрешат делить смены водителей

С 01.01.2021 при разрешении водителя его рабочий день допускается делить на смены:

Условия

Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Начало первого междусменного перерыва Не позднее, чем через 5 часов с момента начала работы
Время междусменных перерывов за день
  • 3 часа — при регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;
  • 5 часов — в остальных случаях
  • 5 часов;
  • один из перерывов — не менее 2 часов
Разделение смен на части разрешалось только при перевозках автобусами на регулярных рейсах и при передвижении госслужащих на служебных машинах
Где предоставляется междусменный перерыв В местах, дающих водителю возможность использовать время отдыха по своему усмотрению
Место должно было соответствовать расписанию движения
Читайте также:  Правительство не исключает введения 4-дневной рабочей недели

Как и прежде, время перерыва между частями смены в рабочее не включается.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Новое время отдыха водителей

Разберемся, как с 01.01.2021 водители будут отдыхать:

Условия

Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Еженедельный непрерывный отдых
  • Минимум 45 часов;
  • разрешается уменьшить до 24 часов 1 раз в 2 недели. Сэкономленное время используется в ближайшие 3 недели и присоединяется к еженедельному или ежедневному отдыху;
  • предоставляется не реже, чем через каждые 6 рабочих смен
Минимум 42 часа
Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем
  • После 4 часов 30 минут нахождения в дороге водитель должен прерваться минимум на 45 минут, если не наступило время обеда, междусменного перерыва или еженедельного отдыха;
  • если водитель не успевает за 4,5 часа добраться до места стоянки или назначения, ему дается дополнительный час;
  • 45 минут можно разделить на части: первая должна составлять минимум 15 минут, последняя — 30 минут, а при регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении каждая часть перерыва должна быть не менее 10 минут
  • Через 4 часа от начала нахождения в дороге — 15 минут, если не наступало время иного перерыва;
  • в дальнейшем — не реже, чем через каждые 2 часа
Ежедневный отдых при суммированном учете
  • Минимум 11 часов;
  • это время можно сократить до 9 часов, но не более 3 раз в период от одного еженедельного отдыха до другого;
  • отдых разрешено делить на части: первая — минимум 3 часа, последняя — минимум 9 часов
  • Минимум 12 часов;
  • это время можно было сократить до 9 часов на регулярных городских и пригородныхрейсах, если сразу после работы водителю предоставлялись 48 часов непрерывного междусменного (ежедневного) отдыха
Перерыв для отдыха и питания
  • От 30 минут до 2 часов;
  • предоставляется в середине рабочего дня (смены);
  • если рабочий день (смена) превышает 8 часов, обеденных перерывов может быть два, но общая их продолжительность сохраняется — от 30 минут до 2 часов
Читайте также:  Новые требования к работникам при осуществлении перевозок

Подробнее о нормах отдыха водителей читайте материал.

Как проверить время управления автомобилем

Для контроля времени нахождения за рулем и отдыха водителя используются специальные устройства — тахографы.

С 01.01.2021 вступают новые требования к таким приборам — согласно Приказу Минтранса от 28.10.2020 № 440. Установка тахографа на транспортное средство обязательна, если оно относится к категории:

Категория Уточнение Какие ТС относятся к категории (согласно Регламенту ТР ТС 018/2011, принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877)
N2 При эксплуатации организациями и ИП ТС для перевозки грузов Технически допустимая максимальная масса — свыше 3,5 т до 12 т включительно
N3 Технически допустимая максимальная масса — более 12 т
M2 При эксплуатации организациями и ИП, в т. ч. осуществляющие регулярные перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более 8 мест для сидения, Технически допустимая максимальная масса — не более 5 т
M3 Технически допустимая максимальная масса — свыше 5 т
При эксплуатации гражданами Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, и автобусы

Подробнее о правилах эксплуатации тахографов читайте статью.

Ответственность за нарушение режима труда водителей

Санкции вводит ст. 11.23 КоАП РФ, последние изменения в которую были внесены 01.11.2019:

Нарушение Кого накажут Санкция
  • Управление ТС без тахографа, если он обязателен;
  • неправильное использование тахографа водителем;
  • выпуск работодателем ТС на линию с неисправным тахографом
Водителя Штраф от 3 000 до 5 000 руб.
Должностное лицо Штраф от 7 000 до 10 000 руб.
ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 20 000 до 50 000 руб.
Несоблюдение норм времени управления автомобилем и времени отдыха Водителя Штраф от 1 500 до 2 000 руб.
Должностное лицо Штраф от 7 000 до 10 000 руб.
ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 20 000 до 50 000 руб.
Читайте также:  Декабрь 2018: рабочая суббота

Как проверяет работодателей ГИТ — читайте здесь.

Подводим итоги

  • С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила регулирования режима труда и отдыха водителей:
    • водителям будет предоставлено дополнительное время, чтобы завершить перевозку или доехать до стоянки;
    • разрешается разделение смен на части при любых перевозках;
    • увеличивается время еженедельного непрерывного отдыха до 45 часов.
  • Режим труда и отдыха водителей, как и прежде, проверят по тахографам. За нарушения накажут административными штрафами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: #2021 #водитель #время отдыха #рабочее время #режим работы

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии