Неведение воинского учета: какая ответственность?

На работодателей помимо многих иных обязанностей возложена необходимость ведения воинского учета. О том, в отношении кого формируются такие сведения, где они отражаются у работодателя, какие у него возникают обязанности в связи с этим и какова ответственность за неисполнение таких обязанностей, — в нашем материале.

Задачи, решаемые при помощи воинского учета

Постановка на воинский учет является одной из обязанностей военнообязанных граждан РФ (п. 1 ст. 1 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности…»). К числу таких граждан относятся лица (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719):

  • подлежащие призыву на военную или заменяющую ее службу;
  • отслужившие на военной службе или приравненной к ней и находящиеся в запасе.

Наличие актуальной информации о наличии, составе и местонахождении таких лиц позволяет обеспечить (п. 2 Положения, утв. Постановлением № 719):

  • возможность оперативного увеличения до нужных объемов численного состава Вооруженных сил РФ и иных структур, задействование которых становится необходимым в случае возникновения военных конфликтов;
  • заблаговременное выделение из числа военнообязанных тех специалистов, которые в целях обеспечения нормального функционирования организаций и органов, являющихся местом их работы, не будут призваны на военную службу.
Актуальность информации о военнообязанных в военных комиссариатах обеспечивается путем своевременного ее обновления за счет данных, поступающих от государственных органов и работодателей, ведущих военно-учетную работу (ст. 4 Закона № 53-ФЗ).

Организация воинского учета у работодателя

На необходимость ведения воинского учета каждым из работодателей, принимающих работников на работу по трудовому договору, указывает включение в состав обязательно предъявляемых при трудоустройстве документов тех, которые свидетельствуют о постановке работника на воинский учет (ст. 65 ТК РФ). Исключений для работодателей-ИП этот перечень не предусматривает, поэтому они тоже должны запрашивать у работника, оформляемого на работу, документы воинского учета.

Такими документами являются (п. 28 Положения, утв. Постановлением № 719):

  • для призывника — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • для военнослужащего запаса — военный билет или справка (временное удостоверение), его заменяющая.

На основании этих документов сведения о наличии воинской обязанности вносятся в личную карточку работника. Обязанность ведения таких карточек распространяется не только на все организации независимо от их организационно-правовых форм (п. 2 Постановления Госкомстата России от 05.01.2004 № 1), но и на ИП (пп. 3, 12 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Форму личной карточки работодатель вправе разработать самостоятельно. Унифицированные варианты этого документа (формы Т-2 и Т-2ГС(МС)) содержатся в Постановлении Госкомстата № 1. Данным о воинском учете в них посвящен раздел II.

Взаимодействие работодателя с военными комиссариатами

Несмотря на обязательность накопления информации о воинском учете всеми работодателями без исключений, обязанность ведения такого учета, подразумевающая наличие взаимодействия с военными комиссариатами по вопросам, связанным с его ведением, распространена только на работодателей-юрлиц (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»; п. 1 ст. 9 Закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке…»; п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Постановлением № 719, п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Таким образом, работодатели-ИП в отличие от организаций не должны:

  • уведомлять военный комиссариат о приеме на работу или увольнении лица, подлежащего воинскому учету;
  • извещать комиссариат о наличии лиц, обязанных состоять на воинском учете, но не состоящих на нем;
  • информировать о наличии у работника поддельных документов воинского учета, внесенных в эти документы неоговоренных исправлениях и утрате листов;
  • сообщать об изменениях в личных данных работника, состоящего на воинском учете;
  • передавать работникам полученное от военного комиссариата в отношении них требование о явке в комиссариат и обеспечивать эту явку;
  • разъяснять военнообязанным суть их обязанностей по воинскому учету;
  • отвечать на запросы военного комиссариата о предоставлении сведений в отношении лиц, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;
  • подвергаться периодическим проверкам со стороны военного комиссариата.
Неисполнение обязанностей, связанных с ведением воинского учета, чревато для должностных лиц организаций административной ответственностью (п. 54 Положения, утв. Постановлением № 719, п. 40 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ). Однако на ИП, не названных среди лиц, на которых возлагаются такие обязанности, эта ответственность не распространяется.

Размер штрафов за нарушение в области воинского учета

Штрафы, взимаемые с должностных лиц работодателей за нарушения при ведении воинского учета, установлены гл. 21 КоАП РФ (ст. 21.1-21.4, причем из ст. 21.4 к ним относится только п. 3). Приводимая в ней величина штрафных санкций действует с 05.05.2020, и с этой же даты срок привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета увеличен с 2 месяцев до 3 лет, отсчитываемых с даты совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП РФ, Закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений…»).

Величина большинства налагаемых на должностных лиц работодателей штрафов за нарушения, допущенные при ведении воинского учета, составляет 1 000-3 000 руб. и лишь в одном случае (при нарушении, предусмотренном п. 3 ст. 21.4) она может увеличиваться до 5 000 руб.

Номер ст. КоАП Вид нарушения Величина штрафа, руб. Ссылка на документ, устанавливающий соответствующую обязанность
21.1 Непредставление в установленный срок списка граждан, подлежащих первичному воинскому учету 1 000-3 000 П. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ, подп. «в» п. 32 Положения, утвержденного Постановлением № 719. Подается в отношении лиц, подлежащих постановке на учет в следующем году, не позднее 1 ноября текущего года
21.2 Неоповещение работника о вызове его в военный комиссариат, а также необеспечение своевременности этой явки 1 000-3 000 П. 1 ст. 4, п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ, подп. «в» п. 23, подп. «ж» п. 32 Положения, утвержденного Постановлением № 719
21.3 Неизвещение в установленный срок организацией, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, об изменениях в составе подлежащих воинскому учету граждан, постоянно или временно (но более 3-х месяцев) проживающих в этих помещениях 1 000-3 000 П. 2 ст. 4 закона № 53-ФЗ. Срок извещения составляет 2 недели с даты изменения
21.4 п. 3 Несообщение о принятых на работу или уволенных с нее лицах, обязанных состоять на воинском учете, но не состоящих на нем 1 000-5 000 Подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного Постановлением № 719. Срок подачи сообщения составляет 2 недели с даты получения соответствующих сведений

 

Кроме того, и организацию, и ее должностных лиц можно привлечь к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление информации по запросу государственного органа. Возникает она при непредставлении или несвоевременном представлении сведений по запросу военного комиссариата. Для должностного лица штраф, наложенный по таком основанию, составит 300-500 руб. Организацию же при этом могут оштрафовать на 3 000-5 000 руб.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Подводим итоги

  • Цель организации воинского учета состоит в обеспечении оперативного укомплектования Вооруженных сил РФ и иных структур, обеспечивающих жизнедеятельность страны, в случае возникновения такой необходимости при военных конфликтах. Полная информация о военнообязанных лицах, подлежащих воинскому учету, аккумулируется в военных комиссариатах. Источниками поступающих туда сведений служат государственные органы и работодатели.
  • При трудоустройстве по трудовому договору работодатели обязаны запрашивать у работника документы воинского учета и вносить эти сведения в личную карточку работника. Распространяется эта обязанность на всех работодателей — и юрлиц, и ИП.
  • Между тем, законодательство, обязывающее взаимодействовать с военными комиссариатами, устанавливает такую обязанность только для работодателей-юрлиц. Юрлица обязаны как самостоятельно передавать определенные сведения в военные комиссариаты, так и реагировать на предназначающуюся военнообязанным работникам информацию и на запросы комиссариата в отношении таких работников. Комиссариаты вправе проверять правильность ведения воинского учета в организациях.
  • Нарушения при ведении воинского учета чреваты штрафными санкциями для должностных лиц организаций. Такие штрафы установлены для нарушений, связанных с несообщением или несвоевременным сообщением в военный комиссариат сведений о военнообязанных (возникновение воинской обязанности, отсутствие постановки на воинский учет при наличии обязанности это сделать, изменение места проживания военнообязанного), а также являются следствием несообщения военнообязанному о необходимости его явки в комиссариат и необеспечения возможности для этой явки. Штраф, применяемый и к самой организации, и к ее должностным лицам, налагается за непредставление или несвоевременное представление сведений по запросу военного комиссариата.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:
Комментарии